Рубрика:

Люди

 Журнал: 3 (2013)

Жанна Цыганенко. Как много лет тому назад...




 

Жанна Цыганенко. Как много лет тому назад...


   Мотогонки по пересечённой местности – удел сильных, смелых и выносливых молодых парней. Сегодня трудно себе представить молодую девушку в грубом комбинезоне, кирзовых сапогах с каской на голове, да ещё за рулем гоночного мотоцикла.

   Я знал команду краснодонских мотогонщиков середины 50-х годов, в составе которой было несколько молодых девушек. Двух из них помню хорошо – одну звали Жанна Цыганенко, а другую – Надя Коржова. Болельщики в шутку их называли «бабушками на метле» – из известной детской сказки. Я хочу рассказать читателям не только об атмосфере, царящей в мотокроссе тогда, но и об одной из них, имя которой полвека назад было на устах многих любителей мотоспорта не только Краснодона, но и многих городов Украины, где проводились кроссовые соревнования на мотоциклах.

   Старожилы наверняка помнят, как 55 лет назад, перед Днём шахтера, в конце августа 1957 года, в Краснодоне впервые прошли соревнования по мотокроссу, посвящённому памяти героев «Молодой гвардии». В них принимала участие уже опытная, закалённая команда мотогонщиков этого города. Мотокросс тогда вызывал среди краснодонцев огромный интерес и собирал в Климовской балке по несколько тысяч горожан. Соревнованиям предшествовали большие плакаты с призывом к болельщикам принять активное участие в проводимых мероприятиях. Яркие красочные объявления с программой соревнований расклеивались по всему городу на столбах, заборах, стендах или просто на стенах жилых домов.
   С раннего утра в сторону балки уже тянулись вереницы и группки краснодонцев и гостей города. Я, вместе с друзьями, приходил задолго до начала гонок, чтобы занять самые выгодные места: где и трассу видно хорошо, и ведущего, объявляющего участников заездов, отчётливо слышно. Уже к началу мероприятия все склоны балки были «оккупированы» расположившимися на них зрителями, предвкушающими предстоящее зрелище. И вот дан старт соревнованиям. Постепенно, от заезда к заезду, напряжение и зрелищность гонок возрастали: всё более опасными становились прыжки, преодоление препятствий и прохождение мотогонщиками поворотов. Группы мальчишек нетерпеливо перебегали от одного участка трассы к другому… Накал страстей и азарт у зрителей тоже набирали обороты.

   Среди желающих посмотреть на экстремальное зрелище были и «матёрые» любители мотокросса, и молодые поклонники гонок. На соревнованиях было много детворы, с восхищением смотревших на головокружительные трюки и прыжки мастеров мотоспорта.
    У каждого из нас были свои кумиры, но особенно нас, ребят, восхищали и покоряли заезды девушек-спортсменок. Наверное, все мальчишки были влюблены в Жанну Цыганенко и Надю Коржову. То, что делали на трассе эти девчата, было не под силу даже мужчинам! Решительность, отвага, разумный риск и высокое спортивное мастерство поражало наше воображение! Каждый заезд девушек на мотоциклах для нас был неким праздником, и дарил свой непередаваемый букет впечатлений, вызывая восторг даже у самых искушённых зрителей. Были слышны ободряющие крики болельщиков всякий раз, когда они проносились мимо нас и затихали только между заездами, чтобы возобновиться в следующих…

   Буря зрительских эмоций стихала лишь после того, как ведущий объявлял о предстоящей церемонии закрытия соревнований. Но и после этого территория мотогонок не пустела: очень многие оставались, чтобы посмотреть церемонию награждения победителей.

   Для нас, мальчишек, мотокросс оставлял неизгладимый след. Даже много дней спустя, собравшись на улице, мы продолжали обсуждать прошедшие соревнования. До хрипоты доказывали друг другу, кто был победителем в том или ином заезде или классе мотоциклов. Потом проводили собственные соревнования на велосипедах. Их приходилось подгонять под гоночные: переделывали руль, убирали багажники, укорачивали защитные крылья над колёсами, цепляли на руль вырезанные из картона кружки с номером. Иногда между нами проходили даже мелкие потасовки из-за права повесить на свой велосипед номер победителя прошедшего мотокросса. А потом были сложные виражи и спуски, крутые подъёмы по узенькой тропинке в ближайшей балке. На этих «соревнованиях» было всё по настоящему: полученные синяки и шишки, погнутые велосипеды, выбитые спицы, лопнувшие оси на колесах. Но зато, сколько было радости и гордости, что мной смело, без страха пройдена вся «трасса», и я стал победителем или призёром среди уличной детворы.

   Мое первое очное знакомство с одной из спортсменок состоялось в далеком 1975 году, когда я перешёл на работу в только что созданный информационно-вычислительный центр производственного объединения «Краснодонуголь». На первой же планёрке у директора я увидел… Не поверите – кумира моего детства, мотоциклистку Краснодонского спортивного клуба мотогонщиков призёра всесоюзных, республиканских и областных соревнований по мотокроссу, легендарную Жанну Цыганенко! Рядом со мной сидела по прежнему красивая, деловая, уверенная в себе женщина. Работала она здесь же, начальником отдела статистики. Фамилия теперь у нее была Козина, и все величали её не иначе как Жанна Карповна. Общая работа и время сблизило нас. Интересуюсь у Жанны Карповны судьбой другой гонщицы – Нади Коржовой. Она охотно рассказала, что та жива и здорова, только теперь по мужу она Афанасьева. И работает Надежда Степановна здесь же, этажом ниже, ведущим инженером в планово – экономическом отделе…

   Незаметно, в круговерти повседневных рабочих ритмов, проблем и заданий, выполнении общественных поручений, пролетели 20 лет. В середине девяностых, коллектив ИВЦ с грустью проводил Жанну Карповну на заслуженный отдых.
   Последняя встреча с ней состоялась в начале октября 2012 года. Я, с бывшими коллегами по работе, пришёл поздравить её с юбилеем. Ветеран шахтерского труда и легенда краснодонского мотоспорта разменяла девятый десяток лет. Сидим в уютном домике по улице Быкова за чаем с тортом, искусно приготовленным самой именинницей. После ностальгических воспоминаний о прошлой работе, о сегодняшней жизни, тема разговора незаметно переходит к мотокроссу.

   Жанна Карповна на минутку прерывает разговор и достает семейный альбом. Надо было видеть, как светились её глаза, когда брала в руки очередную фотографию. Ласково проводя по ней ладошкой, как бы сметая пыль времени, она внимательно всматривалась в лица и вспоминала...

   Мотоспортом начала заниматься вместе с подружкой Надей, будучи студентками Донецкого горно-обогатительного техникума, в спортивном клубе «Шахтер». Первое знакомство с командой мотоциклистов Краснодона произошло в Москве, где проводились Всесоюзные соревнования за кубок министерства угольной промышленности. На этих соревнованиях были команды из всех угольных районов страны. Тогда донецкая команда выступила успешно и заняла почётное второе место. После ярких соревнований такого масштаба, где донецкие девчата на трассе творили чудеса, тренер краснодонской команды Павленко, там же в Москве, начал «сватать» Жанну и Надю в свою команду. В то время в составе краснодонских мотогонщиков не было женщин.
   После окончания техникума в 1952 году обе, не сговариваясь, и, недолго думая, отправились на работу в Краснодон. Поселились в общежитии шахты, где им предоставили работу в бухгалтерии. Председатель ДОСААФ Михаил Кимов без колебаний зачислил девушек в команду мотогонщиков, где их встретили, как старых знакомых.

   Сегодня кажется невероятным, но в первых мотокроссах гонщики стартовали на дорожных мотоциклах, которые серийно выпускались для населения. Мужчины выступали на мотоциклах ИЖ-49, а Жанна Карповна с улыбкой вспоминает, каких больших усилий стоила ей подготовка к соревнованиям своего К-125 «Ковровец». В команде существовал неписаный закон, который выполнялся очень четко: каждый гонщик к предстоящим соревнованиям готовит свою машину собственными силами. Ей только иногда на помощь приходили ребята. Для облегчения мотоцикла с него снимали все ненужные части – фары, сигналы, багажники, дорабатывалась подвеска. Выхлопные трубы, которые обычно располагались внизу, поднимали, чтобы не погнуть или повредить при падении. С них снимали глушители – этим хоть немного повышалась мощность мотора.

   Жанна Карповна с волнением держит в руках обложку общесоюзного военно-патриотического журнала «Военные знания» за сентябрь 1955 года с призёрами республиканских соревнований по мотокроссу от Краснодона. Нежно называет их имена: «Вот первый тренер Краснодонской школы ДОСААФ Иван Романович Павленко, члены команды Жора Медков, Коля Подшибякин, Федя Насонов, Коля Ченский, Коля Ишков, Н. Рогачев, А. Семинец, Ю. Фролов». К сожалению, многих уже нет в живых… А в центре я узнаю юную Жанну.

На следующей фотографии опять команда в полном составе возле столовой шахты «2-бис», где их бесплатно кормили после удачных выступлений.

   Жанна Карповна отложила в сторонку очередную фотографию и продолжает рассказ: «В начале пятидесятых нам много приходилось экспериментировать, как с техникой, так и со снаряжением гонщика. Самим приходилось пилить, варить, отливать, клеить, шить спортивную амуницию и вообще «ваять» необходимые стальному коню вещи».
   Уловив мой удивленный недоверчивый взгляд, Жанна Карповна, показывая свои руки, рассмеялась: «Не удивляйся! Этими руками сама и смазывала, и крутила гайки, регулировала и настраивала, шила для себя спортивный костюм. А сколько приходилось применять смекалки, чтобы предохранить, к примеру, блок зажигания или карбюратор от воды! Ведь на трассе устраивались большие водные преграды. Залило водой зажигание или карбюратор – пиши пропало, победы не видать, как собственных ушей! Часто техника не выдерживала нагрузок, возникали повреждения рамы, передних вилок и колес. Меняли спицы заднего колеса на самодельные, более прочные. Настоящие «родные» выдерживали нагрузку до тех пор, пока мы на мотоциклах не начали совершать прыжки».

   Здесь же, в Краснодоне, Жанна подружилась с замечательным парнем – Николаем Козиным. Со временем дружба переросла в любовь, которая продолжается уже более полувека. С рождением двух дочерей в самом конце 50-х мотоспорт пришлось оставить. Но всю жизнь Жанна Карповна является самым ярым пропагандистом и фанатом мотоциклетного спорта. Но сейчас только многочисленные спортивные награды напоминают о тех незабываемых моментах, когда после каждой победы она получала медали, кубки и другие спортивные трофеи. И все-таки, тлеет у неё небольшая искра надежды когда-нибудь снова увидеть мотогонки в Климовской балке, чтобы в истории краснодонского мотокросса не была поставлена жирная точка…
 

Текст: Петр Поляков
Фото: предоставлены автором

 

Полное или частичное копирование статьи возможно только с активной ссылкой на http://motodrive.com.ua
Подписной индекс издания 90693

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры