Рубрика:

Навигатор

 Журнал: 6 (2012)

Всё о СТРАХовании





 

Всё о СТРАХовании

   «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как страховой полис в момент наступления страхового события».
Ильф и Петров.

   С открытием мотосезона среди мотоциклистов всё чаще стали подниматься вопросы о страховании. Кого-то больше интересует цена на страховку, кто-то тщательно изучает страховые компании на предмет надёжности и своевременности выплат, а некоторые пытаются разобраться, какие же всё-таки виды страховок и программ есть на рынке. По собственному опыту знаем, что среди большинства представителей страховых компаний (СК) бытует мнение, что мотоцикл подвержен большему количеству рисков и вероятность их наступления выше, чем у автомобиля. Этим и объясняется то, что страхование мотоциклов является, мягко говоря, менее популярной услугой, чем страхование легковых автомобилей, а некоторые компании просто отказывают мотоциклистам – естественно, мы не говорим о дешёвой и обязательной «ГО-шке», а имеем ввиду КАСКО. Кстати, о культуре езды на мотоциклах представители большинства СК тоже имеют свое, увы, негативное мнение. Последний раз наш журнал писал о вопросах страхования в 2010 году, но с тех пор многое изменилось. Поэтому мы решили задать наболевшие вопросы нашему давнему партнеру, одной из немногих СК, которая не просто страхует мотоциклистов, но и разрабатывает для них специальные программы – СК «Финекс» и её представителю – Елене Астафьевой-Куприенко.

Елена, как прошел сезон 2011 и каковы перспективы на этот год?

   В целом, прошлый сезон был достаточно жарким – как для первого года реализации проекта «Байкер». К нам приглядывались, нас проверяли на прочность, порой провоцировали и, как результат – к нашему присутствию в их жизни понемногу привыкали наши клиенты. Многому они нас и научили. Благодаря их критическим конструктивным замечаниям мы изменили программу страхования мотоциклов КАСКО и усовершенствовали пакеты «Байкер» и «Байкер+». Неизменной осталась только программа «Мотоспорт-смен». Нуждается ли она в корректировке, покажет время.

А что включает в себя программа «Байкер» и «Байкер+»?

   Программа «Байкер» – это страхование от несчастного случая вследствие ДТП водителей и пассажиров двухколесного транспорта – мотоциклистов, скутеристов, велосипедистов. Страховым случаем по этой программе является смерть, инвалидность или травма, наступившие вследствие ДТП на дорогах общего пользования. Выплата производится наличными пострадавшему или его доверенным лицам, если человек сам не может получить выплату, в случае его смерти – лицу, назначенному страхователем (выгодоприобретателю), или наследникам по закону. Выплата в случае смерти или инвалидности 1 группы составляет 100% страховой суммы, инвалидности 2 и 3 группы соответственно 70% и 50%, за каждую травму – в определенном проценте от страховой суммы согласно Таблице выплат. Если пострадавший нуждается в операции, суммарная выплата увеличивается на 10%. Эта программа хороша тем, что позволяет получить финансовую помощь от страховой компании быстро, потому что нет необходимости собирать большое количество документов. Нужны будут справка о ДТП и медицинское заключение. Стоимость её тоже невысока – при страховой сумме в 20 000 грн. страховка на сезон (7 месяцев) обойдется всего в 220 грн. По условиям нашей программы можно заключить договор страхования по так называемой паушальной системе, застраховав и водителя, и пассажира байка. Если пострадает один человек, выплата будет производиться только ему в пределах страховой суммы. Если оба, страховая сумма разделится пополам, и выплаты каждому будут произведены по той же схеме, но в пределах 50% от указанной в договоре страховой суммы на каждого пострадавшего.

   Аналог программы «Байкер» – программа «Мотоспортсмен». Страховым событием является несчастный случай, который произошёл на тренировках или соревнованиях вне дорог общего пользования.

   Программа «Байкер+» объединяет 2 вида страхования – несчастный случай по программе «Байкер» и добровольное медицинское страхование при несчастном случае вследствие ДТП на дорогах общего пользования. По условиям этой программы мы обязаны организовать и оплатить медицинскую помощь, оказанную пострадавшему в ДТП байкеру и его пассажиру в государственных и хозрасчетных клиниках Украины. Страховка покрывает расходы на диагностику, неотложную помощь, транспортировку и госпитализацию в медучреждение соответствующего профиля, медикаменты и расходные материалы, операции, нахождение в палатах реанимации и интенсивной терапии, физиотерапевтическое лечение.
   Наиболее популярным вариантом этой программы является страховка за 405 грн. на 6 месяцев, которая покрывает 15000 грн. по несчастному случаю и 10000 грн. – по медицинскому страхованию на водителя и пассажира байка (по паушальной системе). Как говорят сами ребята, 400 грн. – это средняя стоимость поездки на один байкерский слет…

Кстати, все страховки мы стараемся оформлять дистанционно, и доставляем клиентам бесплатно, чем существенно экономим их время.

Страховые случаи уже были?

   Все застрахованные у нас мотоциклы отъездили сезон без происшествий. К сожалению, застрахованным мотоциклистам повезло меньше – страховое событие по программе «Мотоспортсмен» наступило. С чистой совестью могу сказать – сделали всё, что могли и должны были сделать, и в максимально сжатые сроки.

Что нового вы предлагаете в этом сезоне?

   Во-первых, новую программу страхования мотоциклов КАСКО «Мото-сезоны». Страховой год в этой программе разделён на два периода – период использования и период хранения мотоцикла. Благодаря этому стоимость страховки стала значительно ниже по сравнению с прошлым годом. Застраховать мотоцикл или скутер можно на целый год или на один из этих периодов. Мы учли замечания относительно возраста мотоциклов, которые принимаются на страхование. И если в прошлом году он ограничивался шестью годами, то сейчас можно застраховать и мотоцикл «преклонных» лет выпуска, если он в хорошем состоянии, причём, без учета износа. Прошлогодняя программа предполагала страхование мотоциклов свыше 2 лет только с учётом износа.
   Также в этом году есть возможность выбора франшиз – 0%, 0,5% и 1% по повреждениям и 5%, 10%, 15% – по угону. На нашем сайте www.finex-ic.com размещён электронный калькулятор, с помощью которого можно точно рассчитать стоимость страховки любого мотоцикла.
   Программа предусматривает скидки для членов НАМУ и мотосообществ: за единоразовую уплату страхового платежа, за наличие в страхуемом мотоцикле спутниковой противоугонной системы.

Как правило, из года в год страховки только дорожают… А как у вас с этим?

   Поскольку в прошлом сезоне программы «Байкер» и «Байкер+», слава Богу, не ознаменовались страховыми событиями, цены на эти страховки в этом сезоне понизились на 15%. Проект «Байкер+», включающий добровольное медицинское страхование, обслуживает, как и в прошлом сезоне, ассистирующая компания «Корис-Украина», которая цены на свои услуги тоже пока не поднимала, за что ей большое «страховое» спасибо!

Говорят, что в этом сезоне еще несколько страховых компаний заявили о том, что будут страховать мотоциклы и мотоциклистов…

   Ну и отлично! Здоровая конкуренция на рынке заставляет каждого страховщика усовершенствовать услугу в целом и дает возможность выбора страхователю. Мы с удовольствием поучимся у наших коллег, если они предлагают что-то интересное, чего нет у нас.

На выставке «МотоБайк» мы видели ваш стенд, около которого всегда собирался народ и что-то там рисовал… Что это было?

   Так как участие в выставке «МотоБайк» для нашей компании стало традиционным, мы получили возможность не только ещё раз увидеться с нашими клиентами, но и обрести новых. А чтобы было нескучно, объявили конкурс рисунков на тему «Застрахованный байкер», благодаря которому пополнили художественную коллекцию нашей компании замечательными самобытными полотнами, которые с удовольствием рисовали посетители выставки.

Что бы вы посоветовали нашим читателям? Какие действия нужно предпринять на месте ДТП, а затем в страховой компании, чтобы получить возмещение в полном объёме и в кратчайшие сроки?

   На месте ДТП очень желательно хотя бы получить справку ГАИ. Конечно, если у вас есть возможность, было бы очень здорово собрать данные о втором участнике (номер его транспортного средства, телефон и полиса ГО). Но, как правило, у упавшего мотоциклиста такая возможность есть далеко не всегда…
   Если мотоцикл застрахован по КАСКО, то многие страховые компании, в том числе и наша, дают страхователю возможность обойтись без этой справки, если нет пострадавших и сумма убытка невелика. В течение 2-х рабочих дней нужно сообщить страховщику о происшествии, написать извещение о страховом событии и заявление о выплате, предоставив полученную на месте справку ГАИ. Затем показать битый мотоцикл и предоставить счёт на его ремонт с выбранной страхователем и согласованной с нами станции. Всё остальное мы сделаем сами. Выплата производится наличными страхователю, либо сразу на СТО. НДС мы не удерживаем.

   Если мотоцикл с места ДТП нужно эвакуировать, мы возмещаем услуги эвакуатора в пределах 200 км, или, если это в Киеве, можем предоставить «дружественный» нам эвакуатор, за который сами и заплатим.

Вправе ли страховая компания отказать в выплате, если мотоцикл не стоит на учёте, не прошёл техосмотр, или у водителя нет прав категории «А»?

   Наличие техосмотра сейчас не является обязательным для мотоциклов. А постановку на учёт страховщик проверяет при заключении договора страхования. Обычно страхуют новые мотоциклы еще в салоне, если человек, купивший мотоцикл боится выехать из салона не застрахованным. Если страховой случай произошел в оговоренный период – скажем, неделя с момента страхования до даты постановки на учет, то мы, например, в выплате не откажем.

По поводу отсутствия прав соответствующей категории – да, это одна из причин отказа в выплате.

А почему так мало компаний страхуют мотоциклы по риску КАСКО?

   Одна из причин боязни страховых компаний – более высокая уязвимость мотоциклов по сравнению с автомобилями. Коллеги считают, что в большинстве случаев ДТП с мотоциклом – это уже тотал, то есть отремонтировать мот стоит дороже, чем стоит сам мотоцикл. Риск кражи тоже намного выше, а найти украденный мотоцикл сложнее.
   Во-вторых, далеко не во всех компаниях есть специалисты, которые в состоянии классифицировать мотоцикл, осмотреть его при страховании и оценить убыток при наступлении страхового случая.
   В-третьих, страховым компаниям сложно сопоставить объем полученных платежей и выплат – отсутствует статистика. Поэтому сложно определить страховые тарифы по этому подвиду страхования.

Какие еще ограничения и требования к водителю предъявляют страховые компании?

   Во всех компаниях требуется открытие в правах категории «А», в противном случае компания не будет покрывать ущерб при управлении мотоциклом, а только при его хранении, в данном случае наша компания не является исключением. Также у нас есть ограничение при страховании мотоциклов класса «спортбайк»: мотоцикл с двигателем мощностью свыше 30 лошадиных сил мы застрахуем в том случае, если водитель старше 21 года, а его стаж вождения – более 1 года, в других случаях просто вводится повышающий коэффициент. В остальном ко всем типам мотоциклов применяются стандартные исключения: нельзя ездить нетрезвым, без прав соответствующей категории, передавать управление мотоциклом лицам, не имеющим прав категории А, и пытаться обмануть Страховщика относительно обстоятельств страхового случая..

Как происходит возмещение в случае повреждения мотоцикла?

   Условия возмещения прописываются в договоре страхования. В нашей компании предлагают разные варианты выплаты, обычно у владельца есть выбор: направление денежных средств либо на СТО, либо получение наличных денег в кассе Страховщика. У клиентов нашей компании также есть возможность выбрать СТО при заключении договора страхования. Наша компания никогда не указывает клиентам, где им ремонтировать поврежденное транспортное средство.

На какие пункты договора страхования следует обратить внимание?

   Очень хороший вопрос... В договоре страхования прописаны все важнейшие условия: в каком случае повреждение транспортного средства будет считаться страховым случаем, а в каких – нет, в какие сроки нужно обратиться в страховую компанию при страховом случае, каким образом, в какие сроки и в каком объеме будет выплачиваться страховое возмещение, какие документы нужно предоставить страховщику, чтобы деньги выплатили вовремя. В договорах страхования нашей компании все условия страхования конкретизированы. Если вы встретите фразу типа «другие условия изложены в правилах страхования», обязательно требуйте и читайте еще и правила.

Сколько стоит «ГО-шка» для байка?

   Стоимость полиса обязательного страхования ГО для мотоциклистов гораздо ниже, чем для автомобилистов – ведь в случае столкновения мотоцикл принесёт значительно меньше ущерба, чем более габаритное авто. Здесь также есть свои особенности. Во-первых, определённые законом тарифы для страхователей мотоциклов по «ГО-шке» зависят от таких переменных, как территория действия договора, его статус (юридическое или физическое лицо), срок действия договора. Во-вторых, учитываются габариты и максимальная скорость самого мотоцикла: разделяют байки с объемом двигателя до 300 см3 и больше 300 см3. Для мотоцикла с двигателем до 300 «кубиков», с территорией действия – Киев, годовой платеж составит 264,38 гривен. Для мотоциклов с двигателем свыше 300 см3 (Киев) годовой платеж составит 528,77 гривен. Учитывая сезонное использование мотоцикла, оформлять полис ГО можно на год, но с указанием фактического срока использования мотоциклов (не менее 6 месяцев). В этом случае годовая стоимость страховки снижается, что позволит сэкономить «кровно заработанные» и не оплачивать период, в течение которого мотоцикл все равно стоит «на приколе».

Когда могут отказать в выплате?

Что касается условий выплаты и причин отказа в возмещении, то, как правило, во всех страховых компаниях они стандартны:

1. Соблюдение условий договора;

2. Своевременное извещение о страховом случае и подача необходимых документов;

3. «Корректная эксплуатация» транспортного средства;

4. Соблюдение правил дорожного движения.

   Есть и характерные только для мототранспорта условия. Например, во многих компаниях по риску незаконного завладения байком страховое возмещение не выплачивается, если мотоцикл не находился на специально оборудованной, охраняемой стоянке или в гараже. По риску ДТП Страховщик откажет в выплате, если мототранспорт эксплуатировался в неблагоприятных погодных условиях, например, в гололёд или в снегопад. В исключения попадет и использование транспортного средства в спортивных состязаниях или для учебной езды. Хотя, к примеру, наша компания предлагает возможность страхования мотоцикла на момент спортивных соревнований, а также страхование учебного мототранспорта в мотошколах. Клиенту нужно просто уведомить нас об этом.

Елена, и ваши пожелания нашим читателям…

   Как в свое время сказал Георгий Александров, философ и идеолог Сталина: «Страховка для того нужна, чтобы страх не проходил бесплатно». Поэтому страховаться надо! Хотя бы для того, чтобы потом не пришлось «мучительно долго» собирать деньги по знакомым на свое лечение и восстановление мотоцикла…

Всем читателям журнала искренне желаю здоровья и безаварийной езды!
 

Интервью: Елена Астафьева-Куприенко
Текст: Лилия Чуйкова

 

Полное или частичное копирование статьи возможно только с активной ссылкой на http://motodrive.com.ua
Подписной индекс издания  90693

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры