Рубрика:

МотоУкраина

 Журнал: 11 (2011)

Extreme off day





 

Extreme off day


Время в пути: 2 суток
Пробег: 860 км


   Маршрут: Днепропетровск-Никополь-Каменская Сич-Новая Каховка-Таврийск-Алёшковская пустыня-Голая пристань-Кинбурнская коса-Днепропетровск.
В этот раз мой пробег по достопримечательностям, которые давно мне не давали покоя, получился непредсказуемым и экстремальным…
Выехав на дорогу, я шустро набрал крейсерскую скорость и взял курс на Каменскую Сич!

Каменская Сечь

   Это административный и военный центр запорожского казачества, основанный в 1709 году, расположенный в устье реки Каменка на правом берегу Днепра (сегодня это – п. Республиканец, Херсонской области).

   Основана она была беглецами из Чертомлицкой Сечи, разрушенной по приказу Петра I, но просуществовала недолго, всего два года: царские войска выгнали казаков на левобережье Днепра. Возле современного Цюрупинска, на тогдашней территории Крымского ханства, они учредили еще одну Сечь – Алёшковская.

   Место Каменской Сечи, после уничтожения Запорожья, сначала принадлежало помещику Байдаку, от него перешло консулу Разоровичу, от него – владельцу Константинову, от Константинова – Эсаулову, а от Эсаулова, в 1858 году досталось атаману Огаркову. В настоящее время на месте Каменской Сечи стоит усадьба Консуловка или Разоровка – по имени второго владельца. Форма Сечи представляла из себя площадь, по обеим сторонам которой тянутся курени и скарбницы. Вся Сечь была обнесена каменной оградой, от которой в настоящее время лишь кое-где сохранились небольшие дикие камни. За этой оградой, у северной окраины Сечи, уцелели еще семь небольших круглых ям, предназначенных, по-видимому, для тактических целей, и носивших у запорожских казаков название волчьих ям.
   Когда я благополучно добрался к месту первой достопримечательности под моросящим дождиком, Сечь встретила меня всем своим величием и духом эпохи того времени казачества! Дождь чудом прекратился, дав возможность ознакомиться с памятниками истории, которых там немало! Но первое, что бросилось в глаза – потрясающая панорама, открывающая вид на Днепр! Подзабив память фотоаппарата, решил выдвигаться в сторону украинской «Сахары» под названием «Алёшковские пески» – одного из крупнейших песчаных массивов в Европе, площадь которых –1612 км² чистого песка, а с барханами и оазисами – все 2100 км²! Словами всё эту красотищу не передать, и находясь там, эмоции переполняют моментально! Но нужно быть аккуратным и внимательным, так как эту территорию использовали поляки в рамках Варшавского договора для тренировки своих пилотов бомбардировщиков на истребителях! Как рассказывали местные жители, там до сих пор попадаются неразорвавшиеся снаряды. Песок же мягкий и сыпучий, чем-то напоминающий таковой в песочных часах. За всю жизнь такого нигде точно не встречал…
   Еще на подъезде к пустыне заметил, что климат здесь совершенно другой – мягкий и ветреный. А гул ветра просто завораживает… И следы практически сразу заметает! Накатавшись по барханам (плотный песок с высохшей травой) вдоль и поперек, полез в чистый песок, и пока были силы управлять байком, кайфовал! Хотя при этом пришлось испытать всю коварность и величественность сыпучих песков пустыни…Не знаю, как я выехал из них, но это было испытание не на прочность, а на выживание! Помощи ждать было не откуда, так как людей там поблизости нет вообще! Никому не советую туда ехать в одиночку… Когда я упал с байка, меня накрыло 210 кг веса сверху и зажало, при этом бак был полон до верха бензином, и он начал вытекать прямо на меня… Испугался, что попади одна капля на выпускной коллектор, и прощай… Но инстинкт самосохранения в человеке не зря заложен, я таки чудом вылез из под Трансальпа, тем самым спас себя и своего друга! Но ведь надо было еще оттуда выехать… Заезжал я еще бодрый сил, а назад выезжал часа 3, если не больше – каждый метр давался всё труднее и труднее… И когда всё-таки покрышки зацепились за грунт всеми зубами, я был на седьмом небе! Странно, но уезжал я оттуда с желанием вернуться в это необыкновенное место еще раз, несмотря на все трудности. Очень понравились мне эти песчаные места, необычные для наших степных краев!

   До Кинбурнской косы после пустыни добрался в один миг, можно сказать – телепортировался! Но силы и внимательность были на пределе, и, по закону подлости, именно в такой момент, на первом же бездорожье, я попал в капкан! Можно даже сказать, что капкан был настоящий: когда ехал по высокой траве, угодил в глубокую траншею (около метра)… Скорее всего, ее прорыл трактор для пожарной безопасности заповедника… Выбирался я из него, пока не стемнело… Благо, что была с собой саперная лопатка, с помощью которой я прорыл кучу песчаного грунта, дабы сделать небольшой выезд для байка. В темноте – это еще та задачка! Ко всему этому начал накрапывать дождь… Я до сих пор не знаю, как мне удалось оттуда вытащить мотоцикл, но сил – ни физических, ни моральных добираться до края самой косы уже не было, поэтому было принято решение возвращаться. Путь домой проходил под моросящим дождиком и длился всю ночь…

   В 1711 г. с разрешения крымского хана часть запорожцев перешла в урочище Алешки (нынешний Цюрупинск) и основала Алешковскую Сечь. Запорожцы, оказавшись под властью крымских феодалов, подвергались постоянным притеснениям с их стороны: казаки не только выплачивали денежные поборы ханской казне, но и выполняли тяжелые земляные работы на Перекопе и в других местах. Хан запретил казакам сооружать укрепления и иметь артиллерию, запрещалась торговля с Россией. В связи с этим усилилось и стремление казаков возвратиться на родину. Алёшковская Сечь просуществовала до 1728 г., когда запорожцы вновь перешли к балке Каменке.

P.S. Обязательно вернусь еще раз на Кинбурнский полуостров, и воочию увижу, как море переходит из соленой воды в пресную реку Днепр!
 

Текст и фото:
путешественник Антон Бузовский и мой дружище Honda Transalp 600

 

Полное или частичное копирование статьи возможно только с активной ссылкой на http://motodrive.com.ua
Подписной индекс издания  90693


 
 

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры