Рубрика:

История

 Журнал: 4 (2013)

Легенда.




Skype-чат с подружкой:
Она: «Я наконец-то вчера «Триумф» купила»...
Я: «Да?! Ух, ты! Какая модель?».
Она: «Не помню, но такого потрясающе красивого сиреневого цвета»...
Я: «Мотоцикл сиреневого цвета???».
Она: «Какой мотоцикл?!! Я бельё купила!».

За последнее время мы рассказали о многих ранее популярных и даже легендарных марках и моделях мотоциклов. Но именно в апрельском номере (который мы традиционно делаем с самыми прикольными и интересными материалами), дадим те марки, названия которых сейчас вызывают ассоциации с чем угодно, только не с мотоциклами!

Мотоциклы Armstrong (Великобритания, 1980-1987)

Машиностроительная компания Armstrong Equipment занялась мотоциклетным бизнесом в 1980 году, когда приобрела фирму «Cotton» и начала под своей маркой продавать её триальные мотоциклы с двухтактными двигателями Rotax.

В следующем году она присоединила к себе компанию «Си-Си-Эм», выпускавшую кроссовые мотоциклы также с моторами «Ротакс» (партнёрство с этой моторостроительной компанией характерно для всего периода деятельности «Армстронг»), Компания выступала также в шоссейно-кольцевых мотогонках с машинами весьма неординарной конструкции. В середине 80-х годов фирма разработала армейский мотоцикл с четырёхтактными 350 и 500-кубовым двигателями, и даже получила контракт на поставку этих машин для армии! Но контракт привлёк внимание концерна Harley-Davidson и он выкупил его вместе с лицензией на производство мотоцикла в 1987 году. Тогда же руководство компании «Армстронг» решило выйти из мотоциклетного бизнеса, а марку «Си-Си-Эм» выкупил ее основатель – Алан Клюз (Alan Clews).

Лэнс Эдвард Армстронг – известный велогонщик. Он единственный 7 раз финишировал первым в общем зачёте гонки Тур де Франс (1999-2005). Основатель благотворительного фонда помощи больных раком. В 2012 году был пожизненно дисквалифицирован за применение допинга, и лишён всех титулов начиная с 1998 года.

Луи Армстронг – американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля. Оказал особое влияние на развитие джаза и много сделал для его популяризации.

Armstrong – ТМ, под которой выпускаются акустические потолки.

Нил Олден Армстронг – американский астронавт и первый человек, ступивший на Луну в 1969.

Gillet Herstal (Бельгия, 1919-1963)

Фирма «Жилле Эрсталь», созданная в Льеже Леоном Жилле (Leon Gillet), в свои лучшие времена считалась третьей по величине среди бельгийских мотопроизводителей после компаний FN и Sarolea, которые первыми по заказу военных начали производить мотоциклы с приводом на колесо коляски. Первый мотоцикл Gillet Erstal представлял собой особо ничем не примечательную машину с двухтактным мотором о 269 «кубах», внешним маховиком, маятниковой передней вилкой и непосредственным ременным приводом на заднее колесо.

Эта модель строилась в течение пяти лет, а затем вышел более совершенный мотоцикл, рабочий объём его увеличился до 350 см3. Дорожный вариант комплектовался ременным задним приводом, а спортивная версия оснащалась форсированным двигателем с золотником во впускном тракте и цепной передачей.

Три таких мотоцикла в 1925 году своим ходом прибыли в Москву для участия во Всесоюзном испытательном автомобильном и мотоциклетном пробеге. На дистанции 1456 км по маршруту Москва-Харьков-Москва в классе до 350 см3 они были лучшими, завоевав максимальное количество баллов и заняв три первых места! Кроме того, в 1924 году были созданы опытные образцы с двухпоршневой двухтактной водянкой» (по схеме моторов «Garelli»).

С 1926 года в серию пошла трёхступенчатая коробка передач. На двух таких мотоциклах заводские гонщики совершили рекламный пробег по всем пяти континентам, доказав надёжность новой модели. Одновременно покупателям был предложен мотоцикл с верхнеклапанник с рабочим объёмом 499 см3 собственной разработки. Кроме того, в Великобритании закупались 500-кубовые двигатели «Радж Питон», имевшие четыре клапана в головке цилиндра. Выпускались также модели со швейцарскими моторами MAG – как верхнеклапанными, так и с ГРМ типа «клапан над клапаном», в том числе и V-образные, с рабочим объёмом 1000 см3!

В 1928 году перешедший из концерна FN конструктор Ван Оирбеек (Van Oirbeek) по заданию руководства «Жилле Эрсталь» создал серию двигателей рабочим объемом 348, 499 и 582 см3 и с распредвалом в головке цилиндра. Мотоциклы Gillet Erstal с этими моторами оснащались уже седловидным бензобаком и барабанными тормозами обоих колес. Через два года появились нижнеклапанные модели (398 и 499 см3), а также мотоцикл с 346-кубовым верхнеклапанным мотором.

В 1931 году программу предприятия дополнили мотоциклы с нижне- и верхнеклапанными 600-кубовыми моторами. Все вышеперечисленные силовые агрегаты были сделаны по схеме «блок-мотор», с мотором и коробкой передач в едином картере. В 1931 году появился самый маленький «Жилле Эрсталь» – 100-кубовый мотовелосипед с трёхступенчатой коробкой передач. Развивая максимальную скорость до 50 км/ч, он, благодаря совершенной конструкции двухтактного мотора, расходовал всего пол-литра топлива на 100 км пробега! Одновременно появились новые мотоциклы со 123- и 166-кубовыми двухтактными моторами.

Были ещё поставки в бельгийскую армию, а когда военные захотели новый мотоцикл-вездеход, фирма получила заказ на разработку своего варианта. Поскольку к тому моменту у заводских инженеров имелся достаточный опыт по созданию двухтактников, то именно этот тип мотора они и выбрали. Машина получилась неординарная. В мощную разборную трубчатую дуплексную раму был установлен двухтактный параллельный твин (728 см3, 22 л.с.). Коленчатый вал имел два кривошипа, развернутых под углом 180° друг к другу. В едином картере с двигателем помещалась четырёхступенчатая коробка передач с задним ходом.

Привод заднего колеса осуществлялся цепью, а ещё от ступицы к колесу коляски шёл приводной вал, расположенный внутри задней трубы колясочной рамы. С 1936 года модель «720» пошла в серию. Некоторые источники датируют начало её производства 1938 годом, но в этом случае предприятие не успело бы построить много мотоциклов Реально же их было изготовлено достаточно много, потому что после оккупации Бельгии эти машины были мобилизованы в Вермахт, с составлением соответствующих инструкций по эксплуатации и обслуживанию.

После войны Gillet Erstal возобновила выпуск своей довоенной продукции, совершенствуя её. Так, мотоциклы оснащались четырёхступенчатой коробкой передач и телескопической передней вилкой, а позже – и маятниковой задней подвеской. Впрочем, былая популярность мощных четырёхтактных моделей уменьшалась, особенно на ограниченном бельгийском рынке.

Попытка освоить новый сектор вылилась в производство набравших популярность мотороллеров, но кардинально положение Gillet Erstal не изменилось. Естественным ходом событий стало объединение в 1960 году с испытывавшей те же трудности компанией Sarolea, но изменить ситуацию уже было невозможно, и в 1963-м обе марки навсегда покинули мотоциклетный рынок.

«Жиллет – лучше для мужчины нет!» – самый популярный слоган компании-производителя бритв и аксессуаров.

Levis (Великобритания, 1911-1939)

Levis – первый в мире удачный лёгкий мотоцикл с двухтактным двигателем. Его конструкция оказала огромное влияние на развитие данного класса мототехники. Спроектировали эту знаменитую машину английские инженеры Говард Ньюэй (Howard Newey) и Уильям Баттерфилд (William Butterfield). Лозунгом для своего творения они выбрали латинское выражение «Levis et Celer», что значит: «Легкий и быстрый», а первое слово стало маркой фирмы. Первый мотоцикл, производство которого началось в конце 1911 года, имел 269-кубовый одноцилиндровый двухтактник и прямую ременную передачу на заднее колесо. Вскоре развернулось изготовление вариантов с объёмами моторов 211, 292 и 349 см3.

Когда окончилась Первая Мировая, выпуск довоенных моделей возобновился, а в качестве стимулятора продаж был выбран мотоспорт. В 1921 году Кларк на мотоцикле Levis выиграл в 250-кубовом классе знаменитую гонку «TT», а в следующем году гонщики на «Левисах» первенствовали не только в «Турист Трофи», но и в «Гран При Франции» и «Гран При Бельгии». Взлёту продаж способствовало и появление в 1924 году модели «К» с 247-кубовым двухтактным двигателем мощностью 7 л.с., трёхступенчатой коробкой передач и цепной передачей вместо ременной. Вскоре эта модель стала основной.

В1927 году Ньюэй спроектировал первый четырёхтактник: 346-кубовый верхнеклапанный агрегат был установлен в раму лёгкой двухтактной машины. Со временем четырёхтактная гамма стала охватывать рабочие объемы от 247 до 592 см3, хотя и дешёвая 247-кубовая двухтактная версия сохраняла свои позиции вплоть до прекращения производства. В начале Второй Мировой войны предприятие переключилось на изготовление авиационных деталей и воздушных компрессоров, после чего так и не вернулось к производству мотоциклов…

Левис – транслит названия американской компании «Levi Strauss & Co.», известного производителя джинсовой одежды.

Leopard (Германия, 1922-1926)

Под маркой «Леопард» фирма Dietlein & Со. строила мотоциклы с одноцилиндровыми двухтактниками рабочим объёмом 248 и 346 см3. С течением времени амбициозные руководители предприятия, мечтая о спортивных достижениях, освоили производство модели с верхнекпапанным спортивным 247-кубовым мотором MAG. С 1925 года в серию пошли мотоциклы с собственными верхнеклапанными двигателями (248 и 348 см3).

Для улучшения процесса газораспределения главный конструктор Лутц (Lutz) применил на обоих моторах золотниковый механизм на впуске. Неизвестно, как проявили себя эти силовые агрегаты в гонках, но их сложность сомнений не вызывает. Возможно, именно это обстоятельство в сочетании с высокой ценой и невысокой надёжностью стало причиной прекращения мотопроизводства в 1926 году.

VK 1602 Leopard – немецкий лёгкий танк пятого уровня. Обладает отличной динамикой и лобовой бронёй, расположенной под рациональным углом. Может выполнять роль пассивного или активного разведчика, а также перехватчика вражеских лёгких танков.

 

Mars (Германия 1903-1914, 1920-1940, 1951-1957)

Марка «Марс» в истории мотоциклостроения прочно связана со знаменитой моделью, получившей прозвище «Белый Марс» за характерный цвет абсолютного большинства этих мотоциклов. А впервые мотоциклы «Mars» появились ещё в 1903 году. В то время они ещё мало отличались от велосипедов и, вдобавок, оснащались моторами Motosakoche (Швейцария), пригодными для установки в любую велосипедную раму. И только потом был налажен выпуск версий, которые получили специально созданную под них ходовую часть, а в самом конце первого десятилетия XX века покупателям был предложен мотоцикл «Марс» с V-образным двухцилиндровым двигателем.

Возвращение к мотоциклам состоялось после окончания Первой мировой войны. В отличие от множества предприятий, строивших лёгкие мотоциклы с двухтактными моторами, специалисты компании Mars замахнулись на самый престижный сектор рынка – сектор тяжёлой техники. В то время в Германии лишь Wanderer и NSU строили такие машины, правда, это были вариации довоенных моделей. Зато большим успехом пользовались ввозимые из Америки мотоциклы с коляской, предназначенные для дальних поездок. Именно такую задачу – создать мотоцикл для путешествий, и поставил перед собой инженер Клаус Франценберг (Klaus Franzenberg).

Новый Mars Reisemacshine (на немецком – машина для путешествий) стал средоточием новейших оригинальных технических решений. На нём не было рамы (в привычном смысле этого слова). Основу машины составляла коробчатая несущая ферма, в которой размещались бензо-и маслобаки, а также вещевой ящик. Под фермой был поперечно расположен нижнеклапанный оппозитный двухцилиндровый мотор, с рабочим объёмом 956 см3 и мощностью 7,3 л.с., с внешним маховиком, выполнявшим одновременно роль вентилятора системы принудительного воздушного охлаждения. Рядом с ним «висел» карбюратор «Паллас» (Pallas) с восходящим потоком горючей смеси, а забор подогретого воздуха осуществлялся по длинному патрубку от заднего цилиндра. Мотор Mars получил очень хитрый механизм газораспределения: расположенный в верхней части блока распределительный вал, приводившийся от коленчатого вала парой прямозубых шестерён. Он непосредственно воздействовал на четыре коромысла сложной формы, каждое из которых управляло своим клапаном. Мотор вместе с коробчатой фермой составляли единую силовую конструкцию. Туда же входил и картер двухступенчатой КПП. Трансмиссия мотоцикла заслуживает особого внимания: на поперечном валу располагались два барабана с внутренними фрикционными колодками. От каждого барабана к заднему колесу шла своя цепь, так что сзади располагались две звёздочки. При выборе передачи один из барабанов тормозился и крутящий момент передавался на заднее колесо. Поверх ведущих барабанов размещались ленточные тормозные механизмы – один с ручным, а второй – с ножным приводом.

Запуск двигателя осуществлялся по автомобильному – вращающейся рукояткой через специальный привод. Поскольку в колёсных ступицах тормозные механизмы отсутствовали, колёса были сделаны взаимозаменяемыми. Более того, даже в одиночном варианте «Марс А 20» мог нести с правой стороны запасное колесо. Дополняла облик машины короткорычажная передняя вилка очень сложной конструкции.

Постоянно модернизируясь, «Белый Марс» выпускался до 1932 года. Всего было выпущено чуть более тысячи экземпляров, причём, последняя версия «МА 27» – уже получила упрощённую параллелограммную переднюю вилку, а её двигатель развивал мощность 12 л.с. В начале 30-х годов появились версии с двигателями JAP и Sturmey-Archer, но начиная с 1932 года компания Mars сосредоточилась на производстве мотовелосипедов с 98-кубовыми моторами Fichtel und Sachs.

В послевоенный период предприятие сумело вывести на рынок совершенно новую модель, названную Stella («звезда»). Машина оснащалась 150, а затем – и 175-кубовым двухтактным двигателем, а также маятниковой задней подвеской, где в качестве упругого элемента использовались резиновые тяжи. Имелась также и лёгкая модель, «S 50». Пользуясь стабильным спросом на рынке, повторить успех 20-х годов они не смогли, а кризис в мотоциклетной промышленности привёл к прекращению выпуска мототехники с маркой Mars в 1957 году.

Марс – это не только белая нежная нуга, но и толстый-толстый слой шоколада!

Марс – четвёртая по удалённости от Солнца и седьмая по размерам планета Солнечной системы; названная в честь Марса – древнеримского бога войны.

Mauser (Германия, 1924-1927)

Небольшая автомобильная фирма «Маузер», кроме обыкновенных автомобилей, решилась вывести на рынок Германии весьма необычное транспортное средство, получившее наименование «Einspurauto» (буквально – одноколейный автомобиль). На самом деле, эта машина могла оставлять и три колеи. Два 26-дюймовых спицованных колеса, предназначенных для несения основной нагрузки, располагались по мотоциклетному – одно за другим.

Переднее колесо катилось в короткорычажной мотоциклетной вилке, заднее же жёстко крепилось на лонжеронной раме автомобильного типа. Кроме того, по бокам машины присутствовали два подъёмных дисковых 15-дюймовых колеса, которые использовались в качестве опорных при остановках. Во время движения они могли подниматься или оставаться в «выпущенном» состоянии, превращая этот «мотоцикл с кузовом» в четырёхколесный автомобиль. Кузов автомобильного типа – открытый, с расположенными одно за другим двумя сиденьями и дверцей для входа, скрывал под собою все агрегаты. Снаружи оставался лишь радиатор (в передней части). Одноцилиндровый нижнеклапанник работал с трёхступенчатой коробкой, а привод заднего колеса был цепным.

Сначала устанавливалась 496-кубовая версия мотора, а затем – 520 см3, мощностью 10 л.с., оба тормоза действовали только на заднее колесо. Управлялось это транспортное средство при помощи руля довольно большого размера и характерной формы. При собственной массе 150 кг с двумя седоками машина разгонялась до 65 км/ч. Но она была сложной и громоздкой, а её производство – дорогим. В 1927 году фирма «Маузер» полностью прекратила выпуск всех автомобилей, в том числе и одноколейного. После этого все права на изготовление необычной модели выкупил предприниматель Густав Винклер (Gustav Winkler), который и продолжил его строительство в небольших количествах (по некоторым данным – до 1932 года). Кроме того, под маркой Monotrace в период с 1926 по 1929 годы эта машина строилась во Франции (по лицензии).

Маузер – немецкий самозарядный пистолет, разработанный в 1896 году. У нас он стал популярен благодаря кино и литературе, как часть эпохи гражданской войны – наряду с кожаной курткой и алым нагрудным бантом. «Ваше слово, товарищ Маузер!» – писал Маяковский…

Mustang (США, 1945-1966)

В годы Второй мировой войны инженер Говард Форрест (Howard Forrest) работал в компании Gladden Products, изготавливавшей детали для авиации, а в свободное время возился с мотоциклом собственной конструкции – необычной машинкой на 8-дюймовых колесах и с 311-кубовым четырёхцилиндровым двигателем, который сам же и создал.

Как-то этот аппарат увидел Джон Гладден (John Gladden) – хозяин фирмы, и в 1944 году он организовал мотоциклетный филиал с Форрестом в качестве главного конструктора. Они выбрали марку Mustang – не только в честь свободолюбивой американской лошадки, но и в память о названии знаменитого истребителя «Р-51 Мустанг», для которого фирма Гладдена делала стойки шасси.

Уже в конце 1945 года началось производство первой модели «Кольт» (Colt). Английский двухтактный 122-кубовый двигатель «Вилльерс» мощностью 4 л.с., сблокированный с трёхступенчатой коробкой передач, был установлен в дуплексную трубчатую раму с жёсткой подвеской заднего колеса. Спереди стояла короткорычажная вилка, а опорой служили 8-дюймовые колеса. Вскоре после войны Гладден купил компанию «Kinner Motor Company», выпускавшую авиамоторы, а также индустриальные моторы под маркой «Bumble Bee». Именно такой агрегат – нижнеклапанный 318-кубовый, мощностью 9,5 л.с. и был установлен в дебютировавшую в 1947 году замену для «Кольта», названную без затей: Model 2.

Привод на заднее колесо шёл через трёхступенчатую коробку передач Burman. Кроме того, мотоцикл получил телескопическую переднюю вилку и 12-дюймовые дисковые колеса. В 1949 году началось производство и трёхколесного грузового варианта Model 3 Delivercycle.

Двухколёсный мотоцикл стали выпускать также в варианте «Model 4 Special», с форсированным до 10,5 л.с. двигателем и четырёхступенчатой коробкой передач. Он послужил основой для гоночных версий, удивительно успешно выступавших в различных соревнованиях. Мощности больших «Харлей-Дэвидсонов», «Индианов» и «Триумфов» они противопоставляли отличную управляемость и малую массу. Дело закончилось тем, что под давлением соперников «Мустанга» АМА запретила участие в гонках мотоциклов с колёсами меньше 16 дюймов!

Удешевлённая модель 1956 года, возродившая название «Кольт», была реверансом в сторону мотороллеров (кстати, мотоциклы на маленьких колёсах в США всегда называли скутерами): она получила дефорсированный до 8 л.с. двигатель, автоматическое центробежное сцепление и переднюю длиннорычажную вилку. Топ-моделью стал Thoroughbred с 12-сильным мотором и маятниковой подвеской заднего колеса, выпущенный в 1960 году. Когда на американский рынок хлынули дешёвые японские лёгкие мотоциклы и скутеретты, «Мустанги» сразу показались «ископаемыми чудищами». В 1966 году марка сошла со сцены. В 1971 году права на производство «Мустангов» откупил калифорнийский кастомайзер Дон Opp (Don Orr), но, выпустив три-четыре десятка машин под маркой «Стельон», и он махнул рукой на эту затею.

Mustang – спорткар марки Ford, вторую жизнь которому дал гонщик-конструктор Shelby.

Мустанги, или дикие лошади были распространены в прериях Северной Америки.

А знаете ли вы, что Rover и Mitsubishi – не такие уж и автомобильные компании?

Mitsubishi (Япония, 1946-1965)

Крупный машиностроительный концерн во время Второй мировой войны выпускал один из лучших японских истребителей «А6», известный на Западе, как Zero. После войны авиационное отделение переключилось на производство гражданской продукции – мотороллеров. За образец был взят американский скутер «Солсбери Мотор Глайд» (Salisbury Motor Glide).

Первенец серии, названной Silver Pigeon (серебряный голубь), выпущенный в 1946 году, имел крайне примитивную внешность. Одноцилиндровый четырёхтактный нижнеклапанный двигатель (112 см3, 1,5 л.с.), оснащённый вентилятором системы охлаждения и автоматическим центробежным сцеплением, приводил заднее колесо цепью. Оба 5-дюймовых колеса были неподрессоренными, лишь в 1949 году на модели «С13» появилась простейшая передняя телескопическая вилка.

Большим шагом вперёд стала модель «С21» 1950 года. Она получила усиленную раму (база выросла с 1110 до 1360 мм), 8-дюймовые колеса и новый двигатель с увеличенным до 148 см3 объёмом. Мощность возросла до 3 л.с., а максимальная скорость – с 50 до 60 км/ч. Модель «С35» 1953 года отличалась 175-кубовым 4-сильным двигателем и трёхступенчатой коробкой передач. Этот же силовой агрегат получила и модель «С38» 1954 года, на которой впервые отказались от утилитарно-прямоугольного стиля.

Дизайн её облицовок напоминал итальянский мотороллер Lambretta. Сходную внешность получила и другая новинка сезона, модель «С57» со 192-кубовым двигателем в 4,3 л.с. В 1955 году дебютировала модель «С70» со 123-кубовым мотором (3,6 л.с.). На «С90» 1956 года форсированный до 5,7 л.с. 192-кубовый двигатель был соединён с автоматическим клиноременным вариатором. К тому времени «Мицубиси» захватила половину мотороллерного рынка Японии! Большим спросом пользовались также трёхколесные грузовички Mitsubishi Mitsushima, оснащавшиеся передней вилкой мотоциклетного типа.

В 1957 году начался экспорт японских мотороллеров в США. Разумеется, они не несли на себе никакого упоминания о «Мицубиси» – память о Пёрл-Харборе была слишком свежа. В том же году начался выпуск первой модели с верхнеклапанным двигателем: «С80» (123 см3, 5 л.с.).

В 1960 году дебютировали две модели совершенно нового дизайна, с одноцилиндровыми верхнеклапанными моторами и автоматическими трансмиссиями: «С110» (174 см3, 8,5 л.с.) и «С111» (210 см3, 11,5 л.с.). Компания собиралась также начать производство лёгких 50-кубовых скутеров по лицензии фирмы Marusho, но затем отказалась от этого проекта в пользу изготовления микроавтомобилей.

Последней серийной новинкой концерна стала модель 1963 года «С135» с элегантной обтекаемой облицовкой, верхнеклапанным 123-кубовым двигателем мощностью 8 л.с. и четырёхступенчатой коробкой передач. Через год было представлено семейство «С140/240» с двухцилиндровыми моторами (124 и 143 см3), но оно не вышло из экспериментальной стадии. Высокий спрос на автомобили привёл к тому, что в 1965 году компания прекратила производство мотороллеров. Всего она выпустила более 463 000 машин семейства «Сильвер Пиджин».

Rover (Великобритания, 1902-1925)

В 1879 году Джон Кемп Старли (John Kemp Starley) основал велосипедную фабрику, и в 1884 году создал первый велосипед с колесами одинакового диаметра, которому дал имя «Rover», что в переводе с английского означает «скиталец», «морской разбойник». Эксперименты с установкой на велосипед Rover двигателя внутреннего сгорания Джон начал ещё в 1899 году. Но лишь через год после его смерти, в 1902 году, компания начала серийное производство мотоциклов Rover. На первых машинах стоял одноцилиндровый мотор рабочим объемом 300 см3. В 1910 году Джон Гринвуд (John Greenwood) создал превосходный одноцилиндровый нижнеклапанный 496-кубовый двигатель, который стал основой модельного ряда вплоть до начала Первой Мировой войны. В 1914 году гамму дополнил мотоцикл Rover с двухцилиндровым (676 см3) V-образником JAP. В годы войны завод, на котором до 1916 года велось производство мотоциклов Rover, был занят изготовлением грузовиков и шасси для штабных автомобилей. После войны компания вернулась было к мотоциклам, представив две модели Rover весьма передовой конструкции с моноблочными верхнеклапанными моторами (248 и 348 см3), но в 1925 году окончательно отказалась от мотоциклов в пользу автомобилей, чем и занимается по сей день.

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры