Рубрика:

Актуально

 Журнал: 5 (2008)

highside или читайте Исаака (мотошкола)




   Никогда не пытайтесь повторить это сами ни в домашних, ни в каких-либо других условиях!
   Потрясающе обширна и разнообразна палитра всевозможных падений, периодически постигающих мотоциклистов в той или иной ситуации. Но есть среди них одно из наиболее тяжелых и опасных по степени наступающих последствий, для обозначения которого западные коллеги ввели даже специальный термин – highside.

   Наиболее часто «исполнителей» полета на сверхмалых высотах можно наблюдать на треке. Впрочем, это не исключает полностью возможность вникания в суть модного английского понятия и хозяев дорожных мотоциклов или, при определенных и крайне неблагоприятно сложившихся обстоятельствах, даже укротителей всяческого рода малокубатурных «тошнилок».
   В чем суть происходящего действа? Рассмотрим на примере специально тренированного пилота-самурая, «развлекавшегося» подобным образом на одном из моих мастер-классов по технике трековой езды в прошлом сезоне.
   Если принять в расчет, что асфальтовое покрытие не изобилует различными составляющими, заметно ухудшающими его сцепные свойства, то для наступления «звездного момента» летчика-истребителя потребуется несколько факторов.

   1. Пилот входит в поворот.
   2. На выходе из поворота пилот резко «открывает» «газ». Заднее колесо пробуксовывает, и мотоцикл уходит в занос.
   3. Мотоцикл заносит. Пытаясь «поймать» аппарат, пилот сбрасывает газ и сцепление заднего колеса с асфальтом восстанавливается...
   4. ...что приводит к резкой потере скорости. Сила инерции продолжает нести пилота вперед – к «хайсайду».
   5-7. Пилота выбрасывает из седла мотоцикла вверх и вперед. Обратите внимание : «хайсайд» случился на скорости всего около 50 км/ч.

   Шаг номер один (вход в поворот, фото №1)
   Предполагается, что наш герой априори бесстрашен, поэтому повороты на своем спортбайке он проходит практически в запредельных углах. Обратите внимание, что Suzuki GSX-R1000 полностью уложен до подножки водителя, расположенной, кстати, довольно высоко. Но поскольку пилот довольно грамотно свешен и не «клизмотронит», то даже в таком варианте ничего страшного не происходит, мотоцикл упорно не желает встречаться с асфальтом, неся своего седока к моменту славы. Если же в такой ситуации той небольшой площади резины, которая «работает» с поверхностью, все же окажется недостаточно, то мотоцикл мягко, насколько вообще это слово здесь применимо, соскользнет. В данном случае падения на правую сторону – типичнейший пример lowside. В переводе – «низкое падение». Единственные возможные варианты при этом – какое из колес первым потеряет контакт с асфальтом. Но для рассматриваемого нами процесса одного только критичного угла наклона мотоцикла недостаточно, потребуется еще несколько составляющих.

   Шаг номер два (пилот резко ускоряется, фото №2)
   Вот чего никогда не следует делать при таком серьезном наклоне аппарата – опрометчиво и бесстрашно «открываться»! Итак, что же произошло? Могучий Suzuki GSX-R1000, запросто срывающий заднее колесо в пробуксовку порой и на третьей передаче при прямолинейном движении, на столь панибратское отношение ответил, в общем-то, согласно всем законам физики…
   То есть, сила сцепления заднего баллона, напомню, заметно уменьшенная ввиду большого угла наклона мотоцикла, а значит и меньшей площади контакта резины с асфальтом, оказалась явно меньше силы тяги, приложенной все к тому же заднему колесу. В результате этого локального конфликта случилась пробуксовка (обратите внимание на характерный след резины на фотографии №4), немедленно повлекшая за собой занос.

   Шаг номер три (борьба с заносом, фото № 3)
   До кульминации осталось совсем немного. Райдер чувствует, что задняя часть мотоцикла начинает «плыть», и инстинктивно (страшно все-таки!) доводит дело до логического завершения – «закрывается» и одновременно пытается «поймать» заблудший хвост, повернув руль в сторону заноса. Но, согласно одной старой советской поговорке: «поздно пить боржоми, если почки отказали!».

   Вот теперь у нас есть полный набор для того, чтобы столь беззастенчиво попранные законы физики смогли катапультировать около 300 кг (приблизительный вес пилота и мотоцикла) в воздух даже с «безобидных» 50-ти км/ч! В принципе, все делалось правильно, именно так занос и ловится, но… на заднеприводном автомобиле. На мотоцикле такая схема тоже работает, но только на очень ранних стадиях, особенно это касается мощных спортбайков! Однако вернемся к нашему герою. На фото №3 процесс достиг своего апогея, настойчивый пилот сумел-таки погасить возникший занос и даже восстановить утерянный контакт задней резины с асфальтом. Единственное, что он не сумел сделать, так это договориться с сэром Исааком Ньютоном, еще за сотни лет до этих драматических событий справедливо заметившим, что единожды приложенная сила не может раствориться волшебным образом «в никуда»...

   Результат: полет (фото №5-8)
   В нашем случае это серьезный вращательный момент, возникший при заносе мотоцикла. Именно он не дал продолжить возможность безнаказанного дальнейшего перемещения в горизонтальном положении, выплеснув, согласно базовым законам физики, сгусток накопленной кинетический энергии вперед – вверх.
   В итоге получился классический highside – высокий полет, надо заметить, весьма и весьма точное определение… Для достижения еще более впечатляющих «высот» орбитального пилотирования конструкторами «предусмотрена» подвеска, на ходе отбоя работающая не хуже иной катапульты! (Фотография №5). Удержаться в такой ситуации на мотоцикле, мягко говоря, очень проблематично…
   А почему последствия такого рода падений бывают наиболее тяжелыми, красноречиво говорит все та же фотография. Напомню, что скорость при «выполнении» этого показательного выступления из серии «То, чего вы меньше всего хотите, чтобы с вами произошло» была всего 50 км/ч!

   Возникает вполне закономерный вопрос: как правильно бороться с возникающим заносом, чтобы впоследствии не наблюдать собственный мотоцикл с высоты птичьего полета?
   Как бы абсурдно это ни звучало, но единственным возможным способом избежать highside при столь запущенном боковом скольжении… будет активная работа «газом»! Посмотрите, как это делает почти половина гонщиков MotoGP, а теперь подумайте о том, способны ли вы вопреки собственным инстинктам самосохранения, уловив начавшееся боковое скольжение, еще больше открутить ручку «газа»…
   Так что действительно реальной возможностью избежать сомнительного счастья бреющего полета будет жесткое пресечение малейших попыток «хвоста» уйти на сторону еще в самом зародыше!
   Тогда, и только тогда, можно смело прикрываться, не боясь взмыть в воздух.
   А как же гонщики на супермото, ездящие в боковом скольжении чуть ли не всю дистанцию трассы? А вот здесь все несколько по-иному. Во-первых, срыв заднего колеса они всегда провоцируют преднамеренно, используя для этого как двигатель (получите пару передач вниз и полный «газ»!), так и задний тормоз. А во-вторых, эти ребята хорошо представляют, что будет, если в этот момент пойти на поводу инстинкта самосохранения, так нам порой мешающего в управлении мотоциклом, и «закрыться»…

   Теперь хотелось бы вернуться к началу статьи, чтобы у перемещающихся на «гражданских» дорожниках и скутерах не возникло ложного представления о том, что этот материал представляет для них исключительно факультативный интерес. Ведь отсутствие мощного двигателя отнюдь не является гарантом того, что ЭТОГО (см. фотографии) с вами не случится. Ведь никто и никогда (во всяком случае, в нашей стране) не может гарантировать, что в повороте заднее колесо вашего Dragster! (хе-хе) не попадет на заботливо оставленный дорожниками гудрон или другую склизкую мерзость, вы начнете активно бороться с заносом, а дальше вам снова придется освежить полученные знания по физике за шестой класс…

   P. S. «Учебный» highside был «профессионально» исполнен не знающим и тени сомнения и страха Дмитрием, магическим образом ухитрившимся не пострадать в столь тяжелейшей передряге, чего стоит одно только приземление! (См. фото №6).
   Но, смею вас заверить, такой благополучный исход – это просто счастливое исключение, так что учитесь на чужих ошибках.
   P. P. S. Отдельный респект нашему фотографу Ивайкину, обычно трусливо «сливавшемуся» при подобных коллизиях, но в это раз не стронувшемуся с «рабочего места» ни на миллиметр, в результате чего и получились эти показательные кадры.

Текст: Владимир Здоров
Фото: Дмитрий Ивайкин

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры