Рубрика:

Вне дорог

 Журнал: 3 (2013)

Ле Тукет 2013 – первая проба




 

Ле Тукет 2013 – первая проба

   Одним из самых ярких событий в мире внедорожных гонок является ежегодное соревнование, проходящее на берегу Ла-Манша, в курортном городке Ле Тукет, на северо-западе Франции. Речь идёт о гонке «Le Touquet Enduropale». Отличительной особенностью которой является её доступность. В ней принимают участие не только именитые профессионалы, а также новички и любители. Главное для потенциального участника – успеть подать заявку на сайте соревнований в указанные сроки.

Из истории гонки:

   Чуть более 38 лет назад мэр города Ле Тукет Леонс Депре попросил своего знакомого французского мотогонщика Тьерри Сабина придумать и организовать яркое событие, чтобы заполнить календарь пустеющего зимой курорта. Да, именно того Тьерри Сабина, который через 3 года после первой организованной им в 1975 году гонки «Le Touquet Enduropale», проведёт первый ралли-марафон «Париж-Дакар» (1978)!

   В этом году гонка проходила 2 и 3 февраля. В первый день с утра ехали мотоциклы классов «Дети» и «Юниоры», после них – квадроциклы, а во второй день – мотоциклы. Гонка в этом году собрала 1480 мотоциклистов (из них 143 в классе «Дети» и 237 участников в классе «Юниоры») и 600 гонщиков на квадроциклах! Количество участвующих квадроциклов в 600 единиц было ограничено самими организаторами в целях безопасности.

   Трасса гонки проходит по живописному песчаному пляжу и имеет закольцованный маршрут. Длина круга для класса «Дети» составляет 2650 метров, для класса «Юниоры» – 3410 метров, для остальных мотоциклистов – 16820 метров, для квадроциклистов – 12970 метров. Заезд по регламенту должен длиться 2,5 часа. По большому счёту, для новичков и любителей не так важны завоёванные ими места. Трасса настолько сложная и выматывающая, что о том, чтобы хотя бы просто добраться до финиша мечтает более половины участников. И доезд до финиша без схода с дистанции – для многих это само по себе достижение и личная победа. Да и погода не очень жаловала участников. Обычная температура для этого времени года – +12 С +14 С, но в 2012 году в день гонки выпал снег, а в 2013 произошло двойное затопление трассы проливом, из-за чего был произведен досрочный финиш, приведший к неразберихе на трассе и линии финиша.
   В этом году французская гонка интересна тем, что в ней принимали участие и наши, украинские спортсмены. Желание испытать свои силы в международной гонке у Ярослава Товстика окончательно созрело в конце ноября 2012. Но оказалось, что регистрация закончилась ещё неделю назад. Сайт гонки показывал, что зарегистрировано только 400 участников из 600. Наши российские коллеги, для которых эта поездка на «Le Touquet Enduropale» была седьмой по счёту, подсказали нам, что всё равно надо подать заявку. И французские организаторы её приняли! Стоимость участия на квадроцикле – 349 евро. Хочется отдельно выразить благодарность нашим российским коллегам за их поддержку и советы. От РФ участвовало: на мотоциклах в общем зачете – 13 человек, в «Юниорах» – 1, в зачете квадроциклы – 3 квадроцикла (5 человек).

   «Проехать почти 3000 км ради 2,5 часов гонки? Да вы ненормальные!» – такими словами нас встретили в визовом центре посольства Франции. Хотя такими мы себя не считали, но для нас эта поездка была почти шагом в неизвестность. Первые соревнования за границей. Первые соревнования такого уровня… И мало кто вообще мог толком сказать, что там нас ожидает. Напряжение держалось вплоть до окончания всех административных и технических проверок. И лишь только после этого все мысли переключились на саму гонку.
    Участвовали мы на квадроцикле Kawasaki KFX-700 с моноприводом, неразрезной задней осью, без дифференциала и с вариатором. По регламенту соревнований в зачёт допускаются только квадроциклы с таким типом привода и задней подвески. Также в техническом регламенте указано ограничение по уровню звука выхлопа в 94 децибел. Иных ограничений нет. Полноприводные квадроциклы были указаны в регламенте, как идущие вне зачёта в классе «Туризм». Однако, как оказалось после соревнований, они были внесены в общий зачёт и в зачёты в своих классах наравне со всеми остальными участниками. Стоит отметить, что на стоковый Kawasaki были установлены только удлиненные передние рычаги подвески и демпфер руля. Больше – никакого тюнинга! Резина сзади – Kenda Bear Claw AT 23x10-10, спереди – ITP Holeshot AT 22x7-10. Решили отказаться от установки дюнной резины, которая была установлена на квадрах практически всех участников гонки, что и сослужило нам потом на трассе очень хорошую службу.

   Команда была сформирована быстро. Товстик Ярослав – гонщик, Семёнов Сергей – администратор, переводчик, комиссар на питлэйне, Гайдак Алексей – механик, Стародубцев Вячеслав – механик, Гриднев Александр – водитель и ассистент. Регламентом было ограничено количество механиков, находящихся в зоне ремонта и дозаправки (два человека). Но на питлейн разрешен доступ только одному человеку. В закрытый парк доступ имеет вообще только гонщик. И только во время проведения административной и технической проверок гонщика может сопровождать один помощник.
   По регламенту соревнований запрещены любые тренировки в радиусе 50 км от гоночной трассы. За нарушение – дисквалификация на два года. Учитывая, что в нашей стране наличие снега не дало возможности потренироваться в песках, это требование регламента довольно жёстко нас ограничивало. Но Денис Яковлев (РФ) любезно подсказал, что в 60 км от трассы в городе Дюнкерк (Dunkerque) есть платная тренировочная трасса. Стоимость дня тренировок – 14 евро. Вот координаты этой трассы: 051-01,265 N, 002-12,217 E. Именно там мы поняли, что наша резина позволяет ездить в образованных колеях «вдоль и поперёк» и уверенно оттормаживаться, в отличие от дюнной резины.

   На следующий день нас ждала административная и техническая проверки, которые проводятся на территории закрытых теннисных кортов. Перед входом на корты уже была очередь из около полусотни квадроциклов. Очередь продвигалась с такой скоростью, что через полчаса мы уже стояли в закрытом помещении. Тут мы поняли, почему с квадроциклом на проверку пускают только двух человек – одному его толкать тяжеловато, а больше двух – будет столпотворение людей. При въезде в здание у каждого было своё направление движения. Эти потоки были сформированы согласно типов имеющихся гоночных лицензий – международных, французских, европейских, местного клуба и так далее. Наш стол для международных лицензий был свободен. Комиссия проверила правильность поданной нами заявки и соответствие классу. Ярослав заявился в класс С2 Solo Veteran. С2 – означает квадроцикл более 450 сс, Solo – что на квадроцикле ехать будет только один участник (регламент допускает двух участников на одном квадроцикле, которые могут сменяться на нём на протяжении гонки любое количество раз), Veteran – означает, что участник старше 39 лет. Также проверили наличие международной лицензии FIM с печатью ФМУ, письмо-разрешение на участие от ФМУ, наличие страховки. Выдали нам бегунок, в котором надо было сделать отметки у остальных столов проверок. Далее мы перетолкали квадроцикл к столу выдачи транспондеров. Залог за транспондер – 200 евро. Стоимость приспособления для его крепления – 8 евро. Вся суматоха напоминала многорядное движение. Колонны, разделённые у первых столов, где шла проверка документов, так и продолжали двигаться полосами вдоль остальных столов. На следующем столе нам вручили две наклейки с гоночными номерами, ещё дальше – манишку с номером, потом два шустрых парня прикрепили на квадроцикл передний номер. Регламент требует зарезервировать место для крепления переднего овального номера размером 20х30 см. Далее был стол технической проверки, на котором осматривают подвеску, раму, двигатель, проверяют тормоза, топливный бак. По регламенту бак не может иметь вместимость более 22 литров. Ещё одно специфическое требование регламента – это наличие чеки, отключающей зажигание (подобная используется на гидроциклах). После технической проверки раму маркируют краской и вписывают в бегунок номер двигателя. Проверяют экипировку – шлем и черепаху, они должны быть не старше двух лет. В шлеме проверяют наличие скрытых радиостанций, поскольку за наличие радиосвязи на соревнованиях – дисквалификация. Черепаха должна соответствовать уровню защиты не ниже 1621-2. Организаторы требуют только цельную защиту (эндуровскую, на сеточке). Мотокроссовый «панцирь» не допускается. Далее мы попадаем на пост, где проверяют уровень шума выхлопа. Требование регламента – не более 94 децибел из-за того, что гонка проводится в жилой курортной зоне. На прохождение проверки шума дается три попытки. Не прошедших проверку к гонке не допускают. Исправить недостаток можно только на месте. В итоге нам поставили отметку в бегунке с указанием времени окончания проверки и сообщили, что у нас есть 5 минут, чтобы сдать квадр в закрытый парк.

   День прохождения технической проверки был достаточно дождливым. Парковка на побережье была открыта для участников с четверга, но не имея кемпера, как многие участники, мы не смогли себе заранее забронировать место. А на его поиски мы приехали в шесть утра, в субботу. После пешей прогулки по заполненному кемперами побережью (солнце ещё не взошло), мы с трудом нашли место, куда смогли припарковать нашу 5,5 метровую, как мы её называем, «белую ласточку». Хотя по регламенту парк-сервис открывался с 7 утра, судя по интенсивности движения команд и уже расставленным палаткам, всё началось задолго до 6 утра… Каждому участнику на асфальте был выделен «пятачок» размером 3х3 метра. Границы квадратиков были просто отмечены мелом. Никакой нумерации не предусмотрено, поэтому мы выбрали место недалеко от входа в парк, чтобы меньше носить канистры, инструмент, огнетушитель и прочее. Регламент позволял приносить механикам только то, что они могут нести в руках, хотя в реальности много команд завозили туда имущество прицепами. Но после 7 утра все эти «помощники» были выведены из парка и больше не запускались. Стоит сказать и о том, что организаторы требуют от каждой команды «экологический ковёр» с минимальным размером 1,5х2 метра, который предотвращает попадание нефтепродуктов на землю. Он обязательно должен быть прорезинен снизу и иметь вверху ворс. Приметным ориентиром въезда в парк-сервис оказался единственный высокий белый столб на пляже. Это достаточно важно, так как трасса очень протяжённая и тяжело просматривается, а пропустив узкий въезд в парк-сервис, назад вернуться возможно, лишь пройдя весь круг, и на что может не хватить топлива. Стоит указать, что регламент обязывает каждого участника провести минимум 3 дозаправки. Питлейн находится в метрах 300 от парк-сервиса. При таком количестве участников в одном заезде очень важно занять на питлейне удобное место, чтобы гонщик на скорости успевал идентифицировать именно свою табличку, прочитать и понять данные, которые там написаны, а комиссар успел в «летящей» толпе участников увидеть именно своего. Но, к удивлению, я на питлейне насчитал не более 70 человек. Хотя были и такие, которые «вели» сразу несколько участников своей команды. От места старта до питлейна по прямой – около километра. От зоны парк-сервиса до закрытого парка не спеша идти пешком – около 20 минут.
   В 12.00 открыли закрытый парк для гонщиков. В 12.15 начался брифинг, а в 12.30 все квадроциклы, следуя общей колонной за машинами организаторов, проехали из центра города на пляж. Зрителей, по оценкам разных источников, собралось около 250 000 человек! Они разместились вдоль всей трассы на протяжении 6 километров, ведь захватывающие моменты и накал борьбы между участниками проходят абсолютно на всей её протяженности. За всю дистанцию участнику необходимо преодолеть 720 трамплинов. Но за время гонки участники перерывают и прямые участки, превращая всю трассу в песчаную «стиральную доску». На старт участников выстраивали по 50 квадроциклов в ряд. Старт производился каждому ряду отдельно с интервалом в 20 секунд. Оказалось, что линия от старта до второго поворота, включая 7 трамплинов, не учитывается! Первую прямую до первого поворота участники проезжают только один раз за гонку. Остальные круги закольцованы без заезда на прямую старта.

   Ярослав (выступавший под номером 79) организаторами был поставлен во второй ряд. Из-за большого количества квадроциклов уже в первых поворотах начали образовываться пробки. И участникам приходилось ждать, пока канал трассы станет более свободным для проезда. Последние стартовавшие ряды потратили на это несколько минут. Ярослав, хоть и не попал в первую пробку, но показал на старте не очень высокий результат из-за нехватки мощности квадра по сравнению с остальными участниками. Стоит сказать, что у него был единственный стоковый квадроцикл из всех участников, и единственный квадроцикл, оснащённый вариатором. На первых кругах гонщики ехали по ровной трассе довольно быстро и уверенно, с высоким темпом. На втором круге трасса начала меняться. Квадроциклы уже нарыли колеи, и ровные участки начали превращаться в стиральную доску. На втором круге Ярослав начал отыгрывать на трамплинах и «стиралке» с поворотами всё, что проиграл на возвратных прямых участках, когда раскрученный на максимум вариатор обходили другие, более мощные квадроциклы. На третьем круге трасса уже превратилась в песчаное «колбасное месиво». Многие квадроциклы сидели в нарытых колеях и с трудом выбирались из них, сталкивались друг с другом, не успевая остановиться на выходе из закрытого поворота и создавали всё новые и новые пробки. Благодаря резине Ярослав ни разу не застрял в колее и ни разу не стоял в пробке. Зубья покрышек уверенно вгрызались в песок и прокладывали путь туда, куда хотелось, а не куда тянула колея. Был момент, когда Ярославу пришлось включать задний ход, чтобы выбраться из колеи и объехать пробку. После смены очков, плёнка на которых забилась мокрым песком, уже с четвёртого круга Ярослав начал отыгрывать позиции, проваленные на старте и прямиках. Большая часть участников значительно снизила темп от усталости борьбы с трассой. А темп Ярослава остался неизменным. Видя, как практически все участники теряют время, появилась надежда, что Ярослав за оставшиеся до финиша 8 кругов (всего гонщики едут 12 кругов) значительно сможет улучшить свою позицию. Но на пятом круге начались проблемы. Очень сильный ветер начал надвигать воды пролива на трассу, и уровень воды поднялся до середины колеса. Трасса превратилась в песчаное болото. Многие квадроциклы просто засели в нём. Дюнная резина не давала им возможности уверенно ехать в таких условиях. Зато резина на квадроцикле Ярослава позволила ему начать уверенно обгонять всех участников. Из-за резкого изменения погодных условий очки начали интенсивно запотевать, но невесть, как попавшая внутрь вода болталась там, и на трамплинах очищала очки от запотевания. Огромным количеством мокрого песка на ходу забились все вентиляционные отверстия. Многие квадроциклы из-за высокой скорости и невозможности управлять ими начали опасно переворачиваться. Когда Ярослав пошёл на шестой круг, вода ещё больше затопила пляж и трассу. Квадроциклы еле пробирались... Часть остановилась совсем. Ярослав на 6 круге обогнал более 40 (!) гонщиков. Как он потом сказал: «вода в океане была очень холодная». Ведь ему пришлось почти 5 км двигаться по трассе, когда уровень воды был на уровне чуть ниже сиденья, а из-за волн иногда над водой оставались только ручки руля! Но в этот момент организаторы выбросили красный флаг и в целях безопасности остановили гонку. Вместо 2,5 часов она продлилась всего 1 час 47 минут. И ещё новость, которая нас не обрадовала – организаторы не засчитали последний круг… Тот самый круг, когда Ярослав «плыл в океане» и совершил множество обгонов. За это время он успел два раза пройти дозаправку. Также стала известна причина «тяжёлого» руля – открутилась гайка на демпфере и он практически полностью препятствовал повороту руля…

В итоге, Ярослав Товстик (номер 79) в общем зачёте занял 110 место. В зачёте своего класса – 24 место (из 47). В зачёте «иностранцев» – 21 место.

   Стоит упомянуть и о гонке мотоциклистов в классе «Дети» и «Юниоры», которая состоялась утром в субботу, перед гонкой квадроциклов. От российской команды в классе «Юниоры» дебютировал Давид Леонов (номер 90). Стартовав с третьего ряда, он уверенно ехал в первой сотне. За четыре круга выбрался до 16-го, но упал, врезавшись в лежащий мотоцикл, и потерял несколько позиций. Не получив травмы и повреждений мотоцикла, продолжил гонку. Второе падение было более жёстким – с трамплина мотоцикл выставило боком, и гонщика накрыло сверху мотоциклом, колесом порвав ему защиту спины. Финишировал дебютант на 20 месте в общем зачёте!
   Воскресенье (3 февраля) ознаменовалось такой же погодой, как и в день гонки квадроциклов. Но, в отличие от субботы, кордоны полиции по периметру города не пускали в город автомобили, сделав его доступным только для мотоциклистов. Нам, как участникам, организаторы на автомобиль заранее выписали пропуск.

   Мотоциклисты начали стягиваться почти со всей Европы (судя по номерам) уже с предрассветного времени. То количество мотоциклов зрителей, которое я мог увидеть с места старта гонки, было где-то 10000-15000 штук! Мы решили, что самым зрелищным будет старт, и по специальному тоннелю прошли практически вплотную к трассе на пляж, где уже расположилось огромное количество зрителей. Те, кто не успел протиснуться в первые ряды, тут же нагребали себе из песка горки, и становились выше ровно на высоту своего песчаного трудолюбия! Некоторые, самые предусмотрительные, принесли с собой лопаты…

   Как и квадроциклы, мотоциклы начали движение через город на пляж после полудня. Но в отличие от квадроциклов, их не выстраивают в ряды на старте согласно гоночных номеров, а каждый сам себе занимает позицию. Разве что можно её улучшить по пути на старт. И вот наступил момент, когда на стартовой линии собралось, завелось и стояло в ожидании ОБЩЕГО старта 1100 мотоциклов!! Длительный момент ожидания… и старт. Описать словами такое трудно. Это надо увидеть один раз вживую. Пытаясь отыграть наилучшую позицию и не столкнуться с другими участниками, гонщики предельно максимально разгоняются, и на первой прямой выжимают «все соки» из мотоцикла. Первый круг проходит практически без пробок на трассе. А вот старт, к сожалению, удаётся не всем… Около 5 мотоциклов осталось лежать неподалеку от стартовой линии. К кому-то сразу подъехало 4 кареты «Скорой помощи», кого-то сразу забрали спасатели на вертолете, опустив на тросе спасателей и подняв носилки с человеком, но официальных сообщений о смертельных случаях не было. Быстрыми были только первые круги. Потом – много перерытого песка и падение темпа, а также падения самих мотоциклистов. Пробки на подъёмах. Опять ветер и снова океан, заливший трассу и, как следствие этого – досрочный финиш по красному флагу от организаторов почти на 40 минут раньше. Ко всему этому стоит добавить начавшийся после второго круга дождь, который к третьему кругу перерос в настоящий ливень…
   Украинские спортсмены в этом году, кроме Ярослава, участие в соревнованиях не принимали. А жаль. Команда россиян боролась достойно. Виталий Тонков (номер 907) стартовав из последних рядов, смог подняться на 34 место! Как рассказывал Александр Иванютин (номер 26), на первых кругах песок так забил очки, что полностью заклинило перемотку пленки. Дойдя почти вслепую до заправки, он просто сменил очки. Начавшийся ливень превратил очки с пленкой в линзу, и опять видимость трассы пропала почти полностью… Часть круга Александр проехал, сняв очки и понимая, что может песком повредить глаза... И только на следующей заправке, опять сменив очки на самые простые, он наконец-то смог видеть трассу и отвоевывать утерянные позиции. Единственная в их команде девушка-участник Полина Рыленкова (номер 803) попала на дальнем повороте трассы в ловушку, состоявшую из глубочайшей колеи, которую затянуло жидкой зыбучей кашей. Мотоцикл провалился по самое сиденье! 6 человек безуспешно пытались во время гонки выкопать его лопатами, и лишь после общего финиша приехал трактор и огромным ковшом-отвалом вынул его вместе с куском пляжа…

   Вот так прошла наша первая квадроциклетная проба на «Le Touquet Enduropale». Теперь мы сами попробовали «как это» и «что это». И уже начали готовиться к «Le Touquet Enduropale – 2014». Возможно, кто-то ещё из Украины захочет к нам присоединиться и попробовать свои силы на международном уровне. Кстати, Ярослав Товстик впервые сел на квадроцикл и начал участвовать в украинских любительских соревнованиях всего лишь… в марте 2012 года. Это к слову о любителях и профессиональном спорте…

Справка:

ЧВ 2009 году в гонке «Le Touquet Enduropale» впервые на квадроциклах приняли участие в гонке и украинские спортсмены. Александр Долбет из города Балта (Одесская область), выступал в паре с Юрием Аптекарем из Краснодона (Луганская область) и заняли они тогда 161 место в общем зачёте.


Текст: Сергей Семёнов
Фото: предоставлены автором

Полное или частичное копирование статьи возможно только с активной ссылкой на http://motodrive.com.ua
Подписной индекс издания 90693

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры