Рубрика:

Спорт

 Журнал: 4 (2013)

Полтавское возрождение - Мотобол




Нет на Украине более удобно расположенного мотобольного стадиона, чем спортивная арена «Нивы» из Вишняков. Хорошая трасса Киев-Харьков, повсеместно реконструируемая, и если двигаться со стороны Киева, то стоит проехать Хорол, свернуть километра через 3 направо, и сразу попадаешь в село Вишняки, ближе к концу которого и находится место сбора любителей мотобола, которое до позапрошлого года было практически невостребованным. В 2008 и 2009 в Вишняках, среди живописнейшей природы, полтавская земля принимала Чемпионаты Европы, однако клубных баталий местные жители не видели с 2008 года, когда Вишняковская «Нива» сыграла лишь игры первого круга из четырёх и снялась с соревнований.

И вот, в позапрошлом году началась активная работа по возрождению «Нивы». Команды, которая была основана в 1971 году при колхозе «Ленинский шлях», и через 7 лет уже играла в высшей лиге союзного чемпионата! В 1978 году «Нива» добралась до полуфинала Кубка СССР, показав всю серьёзность своих намерений, а следующие годы с завидным постоянством занимала пятые места, один раз даже став четвёртой – лучший результат выступлений в союзном первенстве. Первые годы участия в чемпионате уже независимой Украины были более чем успешными: дважды подряд завоёванные серебряные медали, когда «Нива» уступала чемпионство лишь по разнице забитых и пропущенных мячей. А вот с 2000 года похвалиться уже было нечем… Выступление среди команд второго эшелона, затем вообще перерыв в несколько лет. 2006 год запомнился «нулём» в графе набранных очков и розыгрышем Кубка Украины, завершившимся дракой с игроками «Вымпела» в решающем матче. Тогда несогласные с судейскими решениями мотоболисты из соседней Полтавы умудрились подраться ещё и с судьями, и съехали с поля, оставив «Ниву» без возможности выигрыша трофея. Далее последовал пропуск следующего года и снятие после первого этапа чемпионата 2008 года. Вобщем, желание играть было, а вот возможности... Транспорт для организации выездов предоставлял местный предприниматель, занимающийся перевозками – Владимир Кобец, к слову, и сейчас обеспечивающий «Ниву» автобусом для выездов, а вот с конкурентоспособными мотоциклами помочь было некому. На старых «Ковровцах», которые уже тогда безнадёжно устарели, показывать какие-то пристойные результаты было просто нереально. Когда в 2011 команда возрождалась, от всего этого «достояния» отказались, оставив 2 старых байка – на память, остальные годились лишь на металлолом. Жаль, не довелось эту историческую ценность увидеть и сфотографировать за время быстротечного визита в Вишняки…

И вот, после длительной подготовки, в прошлом году команда из Вишняков вернулась к участию в мотобольных баталиях! Стадион на 2756 мест, не так давно принимавший Чемпионаты Европы, реконструкции не требовал, а вот мотоциклы пришлось приобретать. Глава райсовета Хрипко А. М. и администрации Шевчуга В.М. поспособствовали возрождению команды, и с помощью средств местных предпринимателей и фермеров обеспечили возможность возрождения «Нивы». В Шахтёрске Донецкой области, где когда-то выступал именитый «Космос», относительно недорого были закуплены четыре «Хонды». Компанию им составили MallonM4, которые из-за отсутствия средств у клубов на гораздо лучшие Gas-gas, с каждым годом набирают популярность в Украине. Получилось весьма оригинальное собрание техники из тяжёлых «Хонд» и лёгких «Маллонов». У японцев необычной конструкции рама, сваренная из отдельных широких элементов, состоящих из алюминиевого сплава. По словам одного из мотоболистов, имеющих опыт обращения с подобными конструкциями, у неё есть существенный недостаток: к ней сложно приваривать стальные детали. А для мотобольных байков, которые могут подвергаться столкновениям на любой скорости, и все навесные детали которых потом требуется переваривать, это важно. Рама, рассчитанная на нагрузки от приземлений после прыжков кроссовых байков, на переделанных для мотобола «Хондах» смотрится странновато. На «Маллонах» же рама стальная, состоящая из более тонких составляющих. В целом, немецкие мотоциклы оказываются легче «Хонды», и они лучше ускоряются. Однако, когда потребуется продавить оборону соперников, мотоболист на «Маллоне» будет чувствовать себя не совсем в своей стихии. Такой вот парк различной мотобольной техники, где вроде бы всё есть, но золотой середины всё же не хватает.

Тренером и руководителем команды стал 61-летний Анатолий Гаврилович Кирияченко, отыгравший более 20 лет за команду с первого года её основания. Невысокого роста, скромный, никак не похожий на человека, который в случае необходимости будет «диктатором» для подопечных. Вернувшись из армии, начал играть сначала, как полевой игрок, позже – как играющий тренер. Были ещё 4 года тренерской работы с главной командой страны, и вот, в прошлом году Анатолий Гаврилович, имеющий мандат депутата в Хороле, снова становится первым лицом возродившейся «Нивы». Под его руководством команда стала исключительно домашней, показывая диаметрально противоположные результаты дома и на выезде. В рамках чемпионата Украины, «Нива» уступила в Вишняках только «Антрациту» и «Восходу», с остальными командами непременно набирая очки. А в товарищеских матчах так вообще показывала фантастические результаты, обыгрывая практически всех. Вишняковцы перед своими болельщиками старались играть только на победу, а белорусским и литовским гостям после вояжей в Кировское и Вознесенск уже можно было и расслабится… Совсем другое дело – официальные встречи, где на выездах «Нива» непременно проигрывала, имея проблемы и в атаке, и в обороне. Молодёжь ещё не показывала должного уровня игры, чтобы противостоять более опытным командам, а ветеранам не хватало слаженности в действиях при защите своих ворот и переходах центра поля. Всё-таки, полноценный тренировочный процесс товарняками не заменишь, а игровую практику до прошлого года имел только Александр Ходосов, выступавший за вознесенский «Восход». Когда игроки могут выйти на тренировку только после конца рабочего дня, да и то, только в выходной, за короткий промежуток времени чего-то выдающегося от них ожидать не стоит. Единственным светлым пятном в выездных матчах стал вояж во Владимирец Ровенской области, где команда, несмотря на длительный переезд, довольно успешно выступила на турнире памяти Василия Коростеля. Кстати, о переездах. «Нива» на выездные матчи ездит на обычном пригородном автобусе, особым комфортом не отличающимся. Однако, с длительными поездками, как сказал Анатолий Гаврилович, никаких неудобств не возникает. У многих команд транспортные средства бывают и похуже. Вообще, мотоболисты к комфорту не требовательны и могут показывать высокие результаты даже после совсем экстремальных условий при переездах. Так, в 1999 году украинским сборникам пришлось добираться до Каменца-Подольского, где их ждал автобус до Франции, на МАЗе-длинномере, гружёным металлом. В кабине тягача, за рулём которого сидел тогдашний тренер Украины Лапшин Ю. Д., было всего 2 свободных места, остальные спортсмены ехали в кузове вместе с грудой металла и мотоциклами… При проезде мимо постов ГАИ, которых по маршруту Енакиево – Полтава – Вишняки – Каменец-Подольский попадалось немало, приходилось ложиться и прятаться за борта. А по приезду к месту назначения 2 дня потратить на то, чтобы отмыть себя от копоти выхлопной трубы.

В 2013 году, скорее всего, на воротах «Нивы» больше не будет стоять знаковая для вишняковцев фигура – Алексей Сосницкий, отец знаменитых братьев. Высокий, усатый, бессменный страж ворот, отыгравший за «Ниву» все годы своей вратарской карьеры, Алексей всегда отличался прекрасным выбором позиции в воротах. Однако, в свои 64, из «девяток» мячи вытягивать у него уже не получалось. Точно больше не будет играть 57-летний Голуб Виктор, зато больше практики будет получать молодежь, которая за прошлый год только осваивалась во взрослых соревнованиях. Ведь Полтавщина богата мотобольными талантами, а новых фамилий, которые сразу приходят на ум, как-то Сосницких, Миця, Мороховца, Костюка, Бойко или Деменского, не слышно уже давно. На одних ветеранах выдающихся результатов не добьёшься, что должны понимать и причастные к возрождению ещё одной мотобольной команды из Полтавщины, за которой можно будет наблюдать уже в нынешнем году. В селе Стовбина Долина грядёт самое неожиданное событие – после 20 лет перерыва возрождается «Колос», проводивший свои последние матчи аж в 1992 году! Пример «Нивы», показавшей, что сельская команда при поддержке района способна полноценно выступать в любых украинских соревнованиях, оказался достойным для подражания. Так что в 2013 году любители мотобола смогут увидеть ещё одно Полтавское возрождение.

Текст: Сергей Ивантишен

Фото: автора и Станислава Жука

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры