Рубрика:

Обратная связь

 Журнал: 3 (2013)

Письма наших читателей: Страна миллиона cлонов




 

Письма наших читателей: Страна миллиона cлонов

Здравствуйте, редакция!

   Являясь вашим подписчиком, в данном случае читаю пока только электронную редакцию журнала, катаясь по Индонезии на прокатном мото и спасаясь от мототоксикоза.

   Читал «Убей мототоксикоз. Наповал!» и под впечатлением от прочтённого предлагаю свою версию «убийства». Трип прошлой зимы получился по трём странам Индокитая с посещением массы интересных мест (в этот раз мы публикуем только одну из стран – прим. ред.).

Владимир Романенко (Lotos).
 

Лаос:

   Удивительное государство, которое раньше называлось Лан-Санг-Хом-Кхао – «Страна миллиона слонов и белого зонта». Это нестандартное название дал стране король Фа Нгум в 14 веке. Королевство Лао просуществовало более 300 лет и превратилось в империю, включавшую значительные территории соседних государств: Мьянмы (на западе), Китая (на севере), Вьетнама (на востоке), Камбоджи (на юге) и Таиланда (на юге и западе). С 1893 по 1954, вплоть до вынужденного ухода французов из этого региона, Лаос вместе с Вьетнамом и Камбоджей был французским протекторатом и входил в состав Французского Индокитая. С 1960 по 1975 в стране шла гражданская война между левыми националистическими силами Патет-Лао, получавшими помощь от Северного Вьетнама и СССР, и королевским правительством Лаоса, пользовавшимся поддержкой США и Таиланда. В 1975 была провозглашена Лаосская Народно-Демократическая Республика (ЛНДР). Однако Лаос остается в числе немногих государств, официально не отказавшихся от марксистско-ленинской идеологии.
 

   Началась эта история в Крыму, где я познакомился с любителями – путешественниками Сашей и Иваном, с которыми мы предварительно договорились в январе-феврале покататься на мото по Таиланду. Но, по разным причинам, не сложилось – Иван уехал с Коровиным в Сербию, а Саша к моему приезду жил в Паттае уже как два месяца с женой и двумя малыми детьми, приехавшими из Украины, и я не стал отрывать его от семьи для покатушек…
 
   Утром 2 февраля я был уже в столице Лаоса – Вьентьяне, расположенном в 20 км от границы с Таем. С прокатами оказалось сложнее, чем думалось. Их всего два на столицу, да и на весь Лаос, где были эндуро, в остальных – банальные старые «табуретки». Увы, но Хонды ХR250 уже все были зарезервированы, и оставался один более менее подходящий экземпляр – 200-кубовый Сузуки «Ван-Ван» с очень широкой резиной: 180/80-18 заднее колесо и 140/80-18 переднее. Как потом оказалось для местных дорог – то, что надо!
   Утренний выезд из Вьентьяна ознаменовался небольшим казусом: не разобравшись в центре города, я уехал в обратном направлении – к границе. Потом только у местной полиции уточнил нужную дорогу, и поехал в направлении Луангпробанга. Сначала был нормальный асфальт, но через 50 км дорога превратилась в борьбу с препятствиями. Причём, таких дорог я больше нигде и никогда не встречал! Представьте – 500-1000 м хорошего асфальта, беру разгон... потом резко асфальт обрывается и начинается каменистая грунтовка: метров 100-200! И так на протяжении около 200 км! С чем связано такое «чередование», так и осталось для меня загадкой…

   Увиденное в пути само просилось на бумагу: наверное, я окончательно убедился, в чём притягательность мотопутешествий. Проехав более 400 км по убитым дорогам нищего провинциального Лаоса, я увидел всю неустроенность местного быта не из окна комфортабельного автобуса или дорогого джипа с кондиционером. Редкие грузовики, автобусы с туристами и джипы с «новыми лаосцами» – другой техники просто нет на дорогах. Только богатые на джипах и бедные на скутерах или пешком – других социальных групп в Лаосе просто нет! В редких городах по пути многие ездят на скутерах и лёгких мотоциклах, а в сельских селениях и скутеров мало… Всё население живет вдоль дорог, потому что дальше – непроходимые джунгли. Домики, вернее, в своём большинстве – просто сараи без окон с соломенной крышей, кухни рядом под навесом, здесь же и нехитрая посуда. Моются прямо под колонками, если таковые есть, а если нет – то в придорожных ручьях. Замызганные босоногие дети постоянно машут рукой навстречу мотоциклу. И я рядом с ними – открыт ветру, дождю и облакам пыли. При остановке в селе меня можно потрогать, со мной можно поговорить, я такой же как и они – грязный, в пыли… Останавливаюсь у торговых рядов вдоль дороги – такие же ряды, как в Украине… Пью чай, ем банан и дальше в путь, навстречу бесконечным поворотам и серпантинам горной местности центрального Лаоса. Средняя скорость 30-50 км/час, быстрее ехать просто нереально. Пейзажи просто завораживающие, разновысокие горы покрыты буйной тропической растительностью, и так – более 200 км постоянных подъёмов вверх по серпантину и таких же стремительных спусков. Это тебе не Италия с мостами и тоннелями сквозь перевалы, здесь на каждый хребет тянется серпантином дорожка, а потом спуск в следующую долину, и так – пять или шесть раз… Но всё же затемно попадаю в Луангпробан, нахожу ближайший отель. Уютный, чистый номер с горячим душем, кондиционером и телевизором + на столе два пакетика «Нескафе 3 в 1», две бутылочки воды и чайник. Что ещё надо после тяжелой пыльной дороги? Снимаю грязную одежду, принимаю душ, пью кофе с «Метаксой» – и я уже в другой жизни, как бы перешагнул в другое измерение, фактически – со средневековья в 21 век. Вот она, реальная возможность побывать на разных ступенях социальной лестницы практически одновременно, благодаря мотоциклу!

   Направляясь к Пхонсовану, увидел большой плакат о музее времен вьетнамо-американской войны, решил заехать. О мемориале лаосских партизан читал где-то в интернете, но хотелось всё увидеть своими глазами. Купил билет (10 грн.), оставил мото на стоянке и вперёд. Странно, что не оказалось народа, а ведь туристов на набережной Меконга в Луангпробанге просто море! Наверное, партизаны не в моде… Прошёл с километр вверх на подъём к горе, а там ступеньки бетонные и указатель 1500 м до схронов. Здесь начался настоящий экстрим: ступеньки вверх, а горы и края не видно… Вспомнил почему-то норвежский камень Кьераг, тоже в горах, но там толпы народу идут посмотреть этот Камень. А здесь глушь, и вокруг никого. Добрался до самой вершины по капитальным бетонным ступенькам, посмотрел вход в землянку, воронки от американских бомб. Сделал фотосессию и пошел спускаться вниз, и всё в гордом одиночестве. Вспомнил человеческие поверья о «Лестницах Счастья», когда надо пройти вверх-вниз по длинным лестницам, которые иногда бывают в монастырях и всевозможных парках. Чем это не «лестница счастья»? Честно, более длинного количества пройденных ступенек у меня в жизни ещё не было! Даже желание загадал…

   Сразу на выезде с городка сбился с дороги – указателей никаких нет. Заплутал, вернулся назад и поехал правильно. Буквально через 4-5 км дорога стала уходить в горы, асфальтовое покрытие превратилось в каменный грейдер. Следующие 40 км ехал 2 часа: дорога, как таковая, исчезла – просто каменно-грунтовое направление. Кое-где попадались мелкие деревушки, навстречу периодически ехали гружёные лесовозы. Иногда приходилось ехать по колее, иногда – по песчано-глиняной смеси и радоваться, что сейчас не сезон дождей, а по сторонам дороги – обрывы… Короче, полный экстрим.
   Наконец-то я въехал в какое-то село и увидел светящуюся рекламу Гестхауса (ночлежка) и бар. Взял пиво, здесь же на углях жарилось что-то, похожее на мясо. Показал жестом, что буду покупать: девушка официант сняла один кусок с жаровни, порезала в тарелочку и подала на стол. А есть охота, прямо до головокружения! Попробовал «мясо», выяснилось по вкусу, что это банальное жаренное свиное САЛО! Удивили хохла салом! Но проблема в другом – хлеба у них нет! Съел пару кусочков «на ура», а дальше «не идёт». Попросил сделать хотя бы салат, но даже с салатом и пивом сало оказалось очень жирным, и радость вкуса такая пища не вызвала. Пришлось ужин закончить досрочно… Эх, хотя бы маленький кусочек хлеба – было бы совсем другое впечатление от ужина…

   Давно уже не просыпался под кукарекание петухов. Вспомнилось детство и лето у деда, в деревне под Житомиром… А сейчас 5 утра, и я неизвестно где в Лаосе, в сельском отеле. Опять заснул, и, проснувшись в 8 утра окончательно, вспомнил вчерашний вечер.

   Врезалось в память два момента: первое – какое-то просто «животное» чувство страха, где-то на уровне подсознания – ночь, чужая страна, горная разбитая дорога, рядом пропасть, еду сам и вокруг никого… Тупое состояние полу-ужаса. Сложно передать словами... И второе: очередной поворот, ремонт дороги, кучи песка и гравия. Интуиция подсказывает – что-то не так. Притормаживаю и всматриваюсь в темную дорогу (свет у моего «Вани» слабоват), и точно – по моей полосе дорога уходит резко в яму, где лежит большая труба. Уроды! По встречной части дороги трубу засыпали песком и оставили проезд всего по одной полосе. Хотя бы бугорок навернули на моей полосе! Нет, просто резкий обрыв, и метра два до трубы… Как-то и внутри всё похолодело, но торможу, беру левее и проезжаю «ловушку». Невесёлые воспоминание и внутренний «червячок» стал точить: зачем это всё мне было надо? Вопросы без ответов…
   Выдвигаюсь на Паксан. Дорога новая, виды природы замечательные, солнышко, теплынь, да и горы закончились. Начались местные, реликтовые леса, деревья просто огромные, а повсеместно ведётся варварская вырубка. Теперь ясно, откуда ночные лесовозы везли огромные пиленые стволы. Но всё оказалось более непредсказуемо. В городе Ban Vang An, где мне обещали ночлег, мост через реку только строился – грузовики и джипы шли по броду, а для мото и пешеходов – два узких мостика и снова отличное, вновь построенное шоссе, которое через километров 10 упёрлось в широкую реку и строящийся мост. Снова переправа, но уже с бродом. А дальше – сплошной грейдер с булыжниками… Километров 30 выбоин и грейдера, пару небольших бродов и одна стрёмная переправа. После очередного брода остановился посмотреть навигацию в телефоне. Смотрю – и глазам не верю: ушёл влево от главной дороги на 30-35 км. Возвращаюсь…

   К 16-00 был уже в столице и даже устроился в отель на набережной. Прокат – рядом, отдал байк. Ребята всё визуально посмотрели – падений не было, ОК! Небольшая заминка –отдаю прокатные документы, чтобы забрать паспорт, шеф спрашивает – где техпаспорт? Говорю: «Всё, больше ничего не было». Он лезет в стол, что-то ищет, и через минуту достает техпаспорт от моего прокатного «Вани»! Вот так, оказывается, ездил по Лаосу без доков на байк…

5-дневное катание мне обошлось в $300 под «ключ»: прокат мото, еда, отели и дорога на бусе до Бангкока!

Полное или частичное копирование статьи возможно только с активной ссылкой на http://motodrive.com.ua
Подписной индекс издания 90693

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры